Чем отличается гимназия от школы: куда отправить ребенка учиться?

Гимназии — не единственные средние учебные заведения, выходящие за рамки общеобразовательных стандартов. Лицеи и школы с углубленным изучением предметов тоже предлагают более высокий уровень обучения. Что же между ними общего?

Для всех этих учебных заведений характерны повышенные требования к ученикам не только в плане успеваемости, но и в плане дисциплины, конкурс на поступление и увеличенная учебная нагрузка.

Именно поэтому до 100% их выпускников попадают в самые престижные вузы страны и нередко становятся призерами различных олимпиад.

Некоторым предметам в лицеях и гимназиях обучают преподаватели вузов, способные не только изложить материал, но и обучить решению задач повышенной сложности.

Ну, а что касается различий, то лицеи в последнее время делают уклон на физико-математическое и естественно-научное направления, а гимназии — на гуманитарное. Хотя такое деление весьма условно. И все-таки отличия лицеев и гимназий от обычных школ гораздо глубже, чем количество часов, отведенных на тот или иной предмет. Различаются сами принципы обучения.

Лицей или гимназия — это больше, чем просто школа.

Если в обычной школе учитель математики подробно разъясняет тему и показывает, как решаются задачи, то в физико-математическом лицее ученикам предлагают самостоятельно вывести многие математические законы.

Таким образом, каждый урок для детей — небольшое открытие. А на уроках физики ученики не корпят над учебниками, а в лабораторных условиях постигают эту сложную науку.

Стоит ли говорить, что хорошие оценки в лицее ставят вовсе не за прилежание и старательность, а за реальный прогресс в знаниях.

Чем отличается гимназия от школы: куда отправить ребенка учиться? Depositphotos

Ничуть не легче учиться в гуманитарных гимназиях. В расписании здесь фигурируют по два-три иностранных языка, а в некоторых гимназиях ученики изучают еще и мертвые языки — древнегреческий или латынь.

В заведениях гуманитарно-правового направления наряду с другими предметами изучают основы юриспруденции. А психология, экономика и история искусств — норма для большинства гимназий. При этом остальные дисциплины, предусмотренные школьной программой, ничуть не страдают.

Ведь для того, чтобы получить аттестат, выпускник должен освоить все, что предусмотрено программой обычной школы.

Но самое интересное, что учеников гимназий и лицеев привлекает вовсе не возможность поступления в престижный вуз. Они готовы усердно учиться просто потому, что им это интересно. Радость интеллектуальных открытий, «взрослые» отношения между учителями и школьниками, подразумевающие взаимную ответственность — стимул помощнее, чем аттестат «с отличием».

Естественно, повышенная учебная нагрузка по плечу не каждому. Не зря в гимназиях и лицеях работают штатные психологи, умело определяющие, кому из отстающих необходимо просто поверить в свои силы, а кому стоит вернуться в обычную школу.

Специализированные школы, лицеи и гимназии организуют прием новых учеников по разным моделям. Некоторые из них начинают набор с первого класса, другие — с пятого, а большинство лицеев организует прием только в выпускные классы.Чем отличается гимназия от школы: куда отправить ребенка учиться?

Depositphotos

Новичкам недостаточно предъявить личное дело с отличными оценками за прошлые годы. Придется еще и выдержать вступительный экзамен.

Учеба в лицее или гимназии — тяжелый труд, требующий от ребенка терпения и усидчивости. Однако усердные занятия не проходят даром, ведь «отрыв» гимназистов от сверстников из обычных школ просто поразительный. А значит и шансы поступить в престижный вуз гораздо выше.

Почему в гимназии учиться лучше, чем в школе

Чем отличается гимназия от школы: куда отправить ребенка учиться?

Гимназии. Ради чего дети в 10 лет проходят через стресс вступительных экзаменов

«Хоть убейтесь, не понимаю, ради чего такие муки. Окончание гимназии автоматически гарантирует билет в рай? Зачем все эти муки: нанимать дорогих репетиторов, нервотрепка с экзаменами, потом огромные нагрузки в процессе учебы, потом еще постоянные поборы….

Моя дочь учится в обыкновенной школе возле дома, когда придет время поступать, найму ей репетиторов конкретно по тем предметам, которые нам нужны. Поступать сразу планируем на платное, не хочется потом в деревне отрабатывать распределение.

Я думаю, мама, потратившая на репетитора тысячу долларов, тоже вполне способна оплатить институт ребенку. Так к чему трепать нервы?»

«Уважаемые родители. А может, хватит совать своих детей в гимназии — пожалейте их, прежде всего, вы сами. Идите в обычные школы и т.д. Это вам хочется, чтобы малыш страдал над задачами, которые он не понимает, это вам хочется иметь сына-юриста, а не водителя, столяра или сантехника. Прекратите сами эту мышиную возню. Дайте детям жить спокойно. СЛАБО?!»

На форумах статей, посвященных скандалу на вступительных экзаменах в гимназии, было много аналогичных отзывов родителей, искренне недоумевающих, для чего нужны такие переживания ребенку и родителям, зачем нужны такие траты времени и денег?

Оставим в стороне психологические переживания и обсудим прагматичную составляющую вопроса. Во-первых, надо понять, чем различается обучение в школе и в гимназии. В своих рассуждениях я буду исходить из личного опыта обучения более 100 учеников ежегодно из разных школ и гимназий Минска.

Так вот, абсолютное большинство выпускников обычных школ, включая медалистов и отличников, не знают ничего. Точнее, их знания школьных предметов соответствуют знаниям в лучшем случае восьмиклассника. Конечно, в этом правиле случаются исключения.

Например, в 199-й школе работает незнакомый мне выдающийся учитель математики, который дает своим неотобранным ученикам знания лучшие, чем в большинстве минских гимназий, а в 138-й школе вообще все учителя математики дают прекрасную подготовку. Раньше, когда были профильные классы, таких примеров я мог бы привести гораздо больше, а сейчас они единичны.

С другой стороны, я могу назвать много гимназий, которые являются таковыми только по названию, уровень подготовки выпускников которых ничуть не отличается от уровня подготовки в обычных школах.

Но, повторюсь, возможность общения каждый год со 100 учениками из разных учебных заведений позволяет мне видеть тенденцию — обычных школ, где можно получить хорошее образование, все меньше, а разрыв в знаниях между школьниками и гимназистами возрастает. Каждый год у меня занимаются медалисты, знания которых значительно слабее знаний гимназистов с невысокими оценками.

Кстати, все учителя знают три волшебных слова: «Знания, умения, навыки». Так вот, умение и навык учиться у большинства гимназистов значительно выше.

Они чаще способны продуктивно заниматься у репетиторов по 3 — 4 часа без перерыва, а большинство школьников через час-полтора занятий начинают отключаться и постоянно смотрят на часы.

Гимназисты редко удивляются, когда репетитор задает им большое домашнее задание, а школьник может спросить: «Пять страниц или пять примеров?» Причина этого явления очевидна — большую часть времени во многих школах старшеклассники проводят впустую, у них атрофируется навык учиться и умение работать.

Поэтому я не согласен с мнением, что не стоит переживать из-за непоступления ребенка в гимназию, мол, потом с репетиторами в выпускном классе он все наверстает. Безделье в школе развращает ученика и морально — оказывается, можно, ничего не делая, получать высокие оценки.

Важным обстоятельством для родителей, желающих, чтобы их ребенок поступил в гимназию, является забота об окружении, в котором он будет находиться. Желание, чтобы ребенок учился с теми, кто стремится к получению знаний или хотя бы не сопротивляется учебе, вполне естественно.

Один из самых моих успешных учеников этого года, отличник, который за год с нуля поднял физику и почти с нуля математику, сказал мне, что в его классе к вступительным экзаменам серьезно готовятся только три человека.

Кстати, на все его заявления, что в школе его плохо учат, я отвечаю, что он сам виноват, что в свое время не поступил в лучшую на западе Минска гимназию №13. Я вообще всем жалующимся на школы ученикам отвечаю, что только они сами виноваты в том, что учатся в плохой школе.

Я говорю им: «Если меня обсчитали или нагрубили в магазине или кафе, то я больше в них не хожу, а выбираю другие. Если вам не нравится школа, в которой вы учитесь, переходите в другую, хорошую, правда, это потребует от вас некоторых усилий».

В этой статье я также хочу поделиться моим рейтингом лучших гимназий, лицеев, школ Минска. Составляю я его так: сравниваю знания ученика с оценкой, которую ему ставят в школе за эти знания (естественно, я сравниваю школы по уровню физико-математического образования).

При общении с учеником я также способен понять, как происходит процесс обучения в школе и какая в ней моральная обстановка. В «высшей лиге», по моему мнению, среди лидеров — 29-я, 41-я, 50-я гимназии, лицей БГУ, лицей БНТУ. В «высшую лигу» также входят 1-я, 5-я и 13-я гимназии, а также лицей №1.

Обратите внимание, что в лицеях есть только 10 и 11 классы, а значит, потратив год на подготовку, в них можно поступить после 9-го класса обычной школы.

А безусловным лидером моего рейтинга является лицей №2. Уже много лет у учеников этого лицея потрясающая школьная подготовка, они с удовольствием и восторгом рассказывают о своих учителях. При этом это чуть ли не единственная школа в Минске, где на экзаменах невозможно списать, а оценка 7 у ученика означает, что он очень хорошо усвоил школьную программу.

Не могу не привести здесь диалог, который недавно состоялся у меня с золотой медалисткой одной из школ после выпускного экзамена по математике. Диалог был похож на монолог, так как ученица в основном общалась с моим взглядом, который означал «не верю».

  • — Я написала весь экзамен сама!
  • — Только последние задания я списала из решебника.
  • — Зато я не оставалась после экзамена переписывать работу, как после экзамена по русскому.
  • Я не выдержал и заговорил:
  • — Во время экзамена выходила в туалет?
  • — Выходила в соседний класс съесть бутерброд и попить.
  • — А когда вернулась, работа была уже проверена и карандашом исправлена?
Читайте также:  Куда поехать в грецию с ребенком?

— Да, ну и что?! У нас в школе всегда так было!

В заключении я хочу обсудить еще один вопрос — о справедливости и уместности вступительных экзаменов в гимназии.

И сразу же возникает вопрос: а можно ли подвергать столь суровым испытаниям десятилетних детей? Я считаю, что можно и нужно! Вспомним, что наши родители сдавали переводные экзамены каждый год, и это были не самые страшные испытания в их жизни, что мы в десятилетнем возрасте свободно перемещались по городу, самостоятельно записывались в кружки и секции, проводили лето в деревнях у родственников, где не только отдыхали, но и помогали по хозяйству. Так что не будем считать сдачу экзаменов великим подвигом, а возможные эксцессы у школьников являются следствием психоза их родителей. Если родители чрезмерно опекают своего ребенка, то проблемы у него рано или поздно все равно будут, изменится только повод, по которому эти проблемы возникнут.

Отбирают ли эти экзамены лучших? Никакие экзамены нельзя организовать так, чтобы отбор происходил идеально. На мой взгляд, придумана хорошая схема — ученик имеет возможность за год прорешать и разобрать все варианты работ по математике (200 вариантов), написать и проверить приблизительно такое же количество диктантов по белорусскому и русскому языку.

Если ученик все это сделал, то это означает, что он трудолюбив и хорошо учится, а его родители, как правило, с помощью кнута и пряника поддерживают в нем стремление учиться. Большего добиться в массовой школе практически нельзя. Возможно, что талантливый ученик не совладает с нервами и завалит экзамен.

Но это может произойти при любой форме отбора, и надо придумать схему, которая позволит не потерять такого ученика.

Можно ли улучшить существующую схему приема в гимназии? Да, конечно.

1) Я считаю необходимым отменить добавление к оценкам на экзамене школьных оценок по этим предметам. Я понимаю логику добавления среднего балла аттестата к результатам ЦТ- иначе в выпускном классе ученики перестанут ходить в школу.

Но в начальной школе такой проблемы нет, а коррупционные риски есть.

Тем более что у ученика начальной школы существует абсолютная зависимость только от одного учителя, в то время как результаты учебы старшеклассника более объективны, так как оценки выставляются разными учителями.

2) Я надеюсь, что объявление экзаменационного варианта теперь всегда будет происходить в прямом эфире и не только по телевидению. Кроме 5 минут на телеэкране все желающие должны иметь возможность наблюдать полную интернет-трансляциию, где будет видно, как и какие «шары» закладывают в лототрон.

3) Было бы правильно проведение этого и других государственных экзаменов передать в РИКЗ, который за последние 10 лет завоевал репутацию учреждения, умеющего проводить экзамены. Абитуриентам и их родителям даже в голову сейчас не приходит покупать условия или ответы тестов. Все понимают, что это будет фальшивка.

4) Необходимо очень подробно и точно прописать все процедуры оформления, проверки и оценивания работ. Мои коллеги — математики говорят, что нормы проверки экзаменационной работы прописаны нечетко и неправильно.

В рекомендациях к проверке четко не указывается, сколько баллов снимать с ученика за ту или иную ошибку, а с другой стороны, если ученик не решает пятую (последнюю) задачу, то его оценка не может быть выше шестерки.

При этом ученик практически лишен права не только на ошибку, но и на ее исправление, так как за любое исправление оценка будет снижена. С другой стороны, если разрешить исправления, то всегда будут подозрения, что исправления сделали проверяющие учителя.

5) Сейчас существуют все технические возможности, чтобы организовать интернет-трансляции процедур кодирования и проверки работ, а также присутствия родителей в качестве наблюдателей во время проверки. Это позволит добиться более объективной проверки работ и защитит добросовестных учителей от незаслуженных подозрений.

6) Надо найти механизм приема в гимназии одаренных детей, заваливших экзамен. Я считаю, что у каждой гимназии должна быть возможность оставлять 10% мест для зачисления победителей олимпиад, конкурсов и так далее. Безусловно, что вся процедура приема должна быть максимально открытой.

Более того, я бы предложил невероятную для нашего времени идею.

Учителя начальной школы с хорошей репутацией, например, учитель, о котором недавно писала «КП», должны иметь возможность дать рекомендацию ученику для учебы в гимназии, и она должна быть рассмотрена в случае, если ребенок недобрал баллы на экзаменах.

Понимаю, что все это будет очень хлопотно, но после произошедшего скандала и всеобщей подозрительности всех и вся в каких-то махинациях надо приложить огромные усилия, чтобы появилось общественное доверие по поводу справедливости проведения вступительных экзаменов в гимназии.

Что такое гимназия и стоит ли отдавать туда ребенка

В современном понимании гимназии – это учреждения среднего общего образования, которые существуют наряду с обычными школами и считаются их элитной разновидностью. Если у родителей есть выбор, они охотнее отдают ребенка именно в гимназию, памятуя о славном прошлом этих учебных заведений, в том числе в России.

О том, насколько ценно сегодня именно гимназическое образование в нашей стране, мы и поговорим. Чем отличается гимназия от школы: куда отправить ребенка учиться?

Само слово «гимназия» восходит к древнегреческому «γυμνάζω», то есть «упражняться». Первоначально так называли места для физических тренировок, а в конце 400-х годов нашей эры этим же словом стали именовать образовательные учреждения, в которых вели беседы ученые Древней Эллады. В виде, более близком к современному, гимназии появились в Европе XV-XVI веков в качестве школ, готовивших будущих студентов университетов. Постепенно таких учебных заведений становилось все больше, и к началу XX столетия они уже были распространены в Германии, Швейцарии, Голландии, Австро-Венгрии и других государствах, включая Россию. На территории нашей страны с 1804 по 1918 гг. гимназии были сначала основными, а затем одними из основных видов учреждений среднего общего образования наряду с так называемыми реальными училищами. После Октябрьской революции гимназии упразднили, но с распадом СССР они вновь стали появляться и существуют по сей день.

Юридический статус гимназий в РФ

Первый после развала Советского Союза закон об образовании вступил в силу 10 июля 1992 года. В нем была представлена разветвленная типология учебных заведений. Так, наряду с обычными средними школами, тоже, кстати, имевшими свои подвиды, в перечне появились и гимназии, которые отличались следующими особенностями:

  • имели преимущественно гуманитарную направленность;
  • предлагали расширенную программу – дополнительные предметы (в том числе нередко 2 иностранных языка), углубленное изучение отдельных дисциплин;
  • использовали современные, в том числе экспериментальные педагогические методики;
  • обладали развитой материально-технической базой;
  • как правило, проводили серьезный конкурсный отбор поступающих, то есть всех подряд в классы не брали;
  • особые требования предъявлялись к педагогическому коллективу – на работу принимались учителя исключительно высшей категории, но и зарплаты в гимназиях были выше, чем в общеобразовательных школах.

Естественно, все эти различия существовали не только на словах: видовая принадлежность учебного заведения отмечалась в учредительных документах, и к гимназиям предъявлялись особые требования со стороны контролирующих органов.

Чтобы получить новый элитный статус, школа должна была пройти серьезную проверку. Ей подвергались и ученики, и преподаватели, и программы, и материально-техническая база.

Невзирая на сложность этой бюрократической процедуры, многие школы при возможности стремились через нее пройти, поскольку для них она была равносильна серьезной качественной трансформации.

Менялось отношение к учебному заведению со стороны муниципальных властей, росла и его популярность среди местного населения. Понимая преимущества гимназий, родители стремились отдавать детей именно туда, и конкурс в обновленные школы подчас становился таким же высоким, как в престижные вузы.

Наши дни

В конце декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», действующий по сей день. Он внес массу нововведений в школьную систему и существенно изменил положение гимназий, а точнее, попросту устранил этот статус из правового поля.

В целом классификация учебных заведений в стране значительно упростилась, и формально все школы, гимназии и лицеи стали именоваться общеобразовательными организациями без разделения на виды.

По замыслу законодателей, унификация средних учебных заведений призвана повысить качество обычных школ, «подтянуть» их до уровня элитных.

Как работают современные российские гимназии

Итак, формально гимназии теперь ничем не отличаются от простых средних школ. Тем не менее многие некогда элитные учебные заведения по сей день чтут собственные традиции и уже по своей инициативе, а не по требованию закона, используют особые образовательные программы.

Условия поступления

Большинство гимназий проводит отбор поступающих, но если раньше администрация могла организовать конкурс даже для будущих первоклассников, то теперь в начальную школу принимают по единственному критерию – месту жительства.

Это значит, что в 1–4 классах даже хорошей гимназии будут учиться все, кто зарегистрирован в соответствующем микрорайоне, а ребят из других частей города возьмут уже только на оставшиеся места при их наличии. Естественно, это правило касается государственных школ – частные могут устанавливать свои правила.

Читайте также:  Nai yang beach resort: свежий обзор отеля на пхукете

Так, например, Областная гимназия имени Примакова (Москва), где обучение платное, проводит конкурс даже для малышей, причем вступительные испытания состоят из нескольких этапов. Специалисты проверяют готовность вчерашних дошкольников к обучению: их мотивацию, мышление, моторику, речевые навыки.

Предусмотрено даже собеседование по английскому языку, который в элитной школе изучается углубленно.

Одни гимназии набирают учеников в том числе в начальную школу, другие – только в среднюю и старшую, третьи предлагают программы, лишь начиная с 8 или 9 класса. В этом плане законодательных ограничений не существует, выбор остается за учредителем организации. Так или иначе, отбор в 5-й и последующие классы – зачастую конкурсный.

Взять, к примеру, Университетскую гимназию при МГУ имени Ломоносова. Учатся здесь, начиная с 8-го класса, хотя поступить можно и после 9-го, но в любом случае претенденты сдают экзамены согласно выбранным профилям, о которых еще пойдет речь ниже.

Скажем, на естественно-научное направление потенциальные десятиклассники сдают 4 дисциплины: русский язык, математику (причем углубленную), химию и биологию. Для каждого предмета устанавливается минимальный балл. В 8-м классе профилей в Университетской гимназии еще нет, но вступительные испытания все равно проводятся, причем в 2 этапа.

Первый включает в себя экзамены по русскому языку и математике, второй – эссе по русскому и 2 творческие работы – по естественно- и общественно-научным дисциплинам.

Особенности учебного процесса

Одна из главных отличительных черт современного гимназического образования – уже упомянутая выше профильность. В целом учебные заведения этого типа традиционно тяготеют к гуманитарной области, хотя и исключений предостаточно. К примеру, Калининградская государственная гимназия № 1, не раз входившая в список лучших школ России, принимает в 10-е классы сразу по 4-м направлениям:

  • технологическому;
  • естественно-научному;
  • социально-экономическому;
  • гуманитарному.

Концепция гимназического образования – это обучение по программам расширенным, но в первую очередь не за счет количества часов (хотя и их наверняка будет больше, чем в обычной школе), а благодаря дифференциации. При этом не стоит думать, что, скажем, в математических классах не будет литературы, а в гуманитарных – физики.

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) един для всех. В нем представлен педагогический минимум, на который обязаны ориентироваться все средние школы без исключения. В профильных же классах ученики получают дополнительные знания сверх базовых.

Преимущество такого подхода очевидно: ребята углубленно занимаются науками, к которым у них есть интерес и природная предрасположенность, а по окончании 11 класса поступают в соответствующие высшие учебные заведения, имея при этом преимущества перед учениками обычных школ.

Заключаются эти преимущества, кстати, не только в более глубоком знании и понимании профильных предметов. Некоторые гимназии существуют как структурные подразделения вузов, и выпускники пользуются льготами при поступлении на их факультеты.

Дополнительное образование

Как правило, в гимназиях хорошо развита и система дополнительного образования: предлагаются факультативы, работают кружки и секции (например, в пресловутой Гимназии им. Примакова их более двухсот), проводятся мастер-классы, внутренние олимпиады. В ряде случаев дети привлекаются даже к управлению образовательным процессом. Так, в петербургской Академической гимназии имени Д. К.

Фадеева при СПбГУ действует совет гимназистов, в который входят лучшие ученики разных классов, а также педагоги-организаторы.

Совместно с учителями ребята обсуждают и планируют внеклассные мероприятия, выбирают учеников, которые будут представлять гимназию на различных конкурсах, обсуждают пожелания и стремления детских коллективов – словом, участвуют в работе школы не только пассивно, но и активно.

Если же возвращаться непосредственно к программам дополнительного образования, задача которых – раскрыть потенциал каждого ребенка, то их разнообразие в некоторых наиболее именитых гимназиях поистине огромно: можно заниматься отдельными видами спорта, танцами, моделированием, игрой на музыкальных инструментах, театром – в общем, тем, к чему лежит душа гимназиста.

Понятно, что дополнительное образование наряду с культурно-просветительской работой не есть прерогатива одних лишь гимназий. Даже в обычной школе ребят водят на экскурсии, спектакли, организуют для них секции и кружки. Разница заключается в количестве и разнообразии таких программ: в гимназиях их в среднем больше, однако конкретные объемы дополнительного образования определяет само учебное заведение.

Виды гимназий

В разговоре об учебном процессе нелишне упомянуть и о том, что гимназии различаются не только предметным уклоном, но и другими особенностями. Например, встречаются учреждения следующих типов:

  • Интернаты. В них ученики живут круглые сутки на полном пансионе, а домой отправляются, как правило, на выходные и каникулы. Промежуточный вариант между интернатом и обычным учебным заведением – гимназия полного дня, где основные и дополнительные занятия (которые, естественно, перемежаются полноценным отдыхом) длятся до самого вечера, а ночуют дети дома.
  • Билингвальные. Речь идет не просто об изучении хотя бы одного-двух иностранных языков, которые обычно преподаются на весьма высоком уровне, а о проведении уроков на этих языках, причем иногда даже по техническим дисциплинам. В отдельных школах – в основном, конечно, частных – на постоянной основе работают педагоги-иностранцы, которые ведут занятия на родном для них языке.
  • Православные. В связи с ориентацией современной России на так называемые «традиционные ценности» государство и, естественно, РПЦ поощряет открытие и работу гимназий с религиозным уклоном. Там углубленно изучаются не только основные гуманитарные предметы (русская словесность, история, обществознание), но и мировая художественная культура, древние языки (греческий, латынь) и, конечно, непосредственно богословие.

Качество образования

Традиционно гимназическое образование считается элитным. Как правило, такие школы предъявляют повышенные требования и к педагогическому коллективу (в качестве учителей иногда работают кандидаты и даже доктора наук), и к ученикам, и к качеству программ.

Если взять общероссийский рейтинг от аналитического агентства RAEX, которое ежегодно публикует списки лучших учреждений общего образования России, то мы увидим, что гимназий в топах довольно много, хотя справедливости ради стоит отметить, что лицеям они в этом отношении все же уступают.

Благодаря тому, что гимназисты изучают определенные дисциплины углубленно, они нередко становятся победителями предметных олимпиад регионального и федерального уровня.

Большое внимание уделяется проектной работе. В качестве примера приведем известную в Санкт-Петербурге 116-ю гимназию, которая проводит десятки дополнительных программ для своих воспитанников. Предлагаются следующие проекты:

  • Международные. Сотрудничество с европейскими учебными заведениями, академический и культурный обмен, образовательные поездки детей и педагогов.
  • Технические. «Робототехника», «Школа молодого эколога», «Математика в Русском музее».
  • Гуманитарные. «Литературный музей», «Урок в интерактивном пространстве», «Урок в музее».
  • Педагогические. «Ассоциация гимназий», «Педагогическая практика», «Методическая лаборатория».
  • Творческие. «Театр исторических миниатюр», «Пресс-центр», «Что? Где? Когда?», «Конкурс «Живая классика»».
  • Спортивные. Туристский клуб, комплекс ГТО.
  • Научно-исследовательская работа учащихся. Конференции, научное общество.

В целом проекты отражают ориентированность современного общего образования на индивидуальный подход к ученикам. Они способствуют профориентации и помогают раскрыть индивидуальность человека на ранних этапах его развития.

Материальное оснащение

Нормы технического обеспечения всех без исключения средних школ в России определяются государственным стандартом (ФГОС).

В нем подробно расписаны как общие требования к организации учебного пространства, так и даны списки конкретных объектов, которые должны присутствовать в помещениях, – начиная предметами мебели и заканчивая электронными средствами передачи информации.

Но, как и в случае с образовательными программами, применительно к материальному оснащению ФГОС также определяет лишь минимум, который должен соблюдаться повсеместно. Поскольку школы (в том числе гимназии) пользуются относительной автономностью, администрация учебного заведения, как и раньше, вправе развивать материальную базу собственными усилиями.

В качестве примера учебного заведения с прекрасным внутренним оснащением можно привести знаменитую петербургскую Академическую гимназию № 56, где, помимо привычных помещений, есть также бассейн, своя спортплощадка, кабинет робототехники, студии видео- и звукозаписи, а также несколько залов: тренажерный, хореографический, для конференций.

Если говорить про оборудование, то в гимназии есть своя мини-типография, система для видеоконференций, комплекты робототехники, плазменные панели, различные тренажеры, устройства записи и воспроизведения звука и даже интерактивный киоск – словом, все необходимое для полноценного обучения в эпоху цифровых технологий. Конечно, мы привели один из образцовых примеров, но в целом материальное оснащение гимназий нареканий не вызывает.

Плата за обучение

Что касается финансирования, то здесь есть свои нюансы. Конституция РФ гарантирует гражданам общедоступность среднего образования, поэтому обучение по программам ФГОС в бюджетных гимназиях, равно как и в обычных школах, – формально бесплатное. С другой стороны, каждая гимназия имеет право оказывать дополнительные образовательные услуги на коммерческой основе.

Обычно речь идет о факультативах. Так, Вторая новосибирская гимназия организует для своих воспитанников платные занятия по вокалу, народному и современному танцу, фортепиано и хоровому пению, а также занимается (опять же на возмездной основе) дошкольной подготовкой детей от 3 до 5 лет.

В гимназии № 32 города Калининграда работает целый центр дополнительного образования под названием «Ступени». Здесь проходят дополнительные занятия по математике и естественным наукам, «ментальной арифметике», речи, чтению. Как и в предыдущем примере, есть подготовительные курсы для дошкольников и класс фортепиано.

Согласно опубликованному на сайте учебного заведения прейскуранту, стоимость услуг в центре «Ступени» в 2019-2020 учебном году – от 1050 до 3500 рублей в месяц.

Государство выделяет на каждого ученика бюджетной школы (включая гимназии) определенную сумму в год. Она может различаться от одного региона к другому, но чаще всего ее недостаточно для того, чтобы удовлетворить все нужды учебного заведения.

Читайте также:  Marvel beach hotel: подробный обзор бюджетной трешки в бодруме

В итоге его администрация вынуждена обращаться за помощью к родителям, поэтому сборами денег на ремонт, охрану, условные занавески и прочие обязательные атрибуты – обычная практика, которая в России появилась далеко не вчера.

Бюджетные гимназии в этом смысле не исключение, поэтому стоит понимать, что даже если вы не планируете пользоваться дополнительными образовательными услугами, то бесплатным обучение вашего ребенка можно будет назвать лишь условно.

Заключение

Несмотря на то, что действующий с конца 2012 года закон «Об образовании в РФ» не разделяет средние общеобразовательные учреждения на типы, на практике гимназии как элитные учебные заведения все еще существуют и продолжают славные педагогические традиции прошлого.

Даже если вчерашнюю гимназию переименовывают в школу (а в Москве, например, это в последнее время делается целенаправленно), она все равно сохраняет сильный преподавательский коллектив, профильные классы, расширенную систему факультативов и прочие атрибуты престижного учебного заведения.

Поэтому ответ на вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в гимназию, будет утвердительным.

Отзывы и обсуждения

Чем обычные гимназии отличаются от лицея — какое это образование: что лучше и что выше, чем отличается от школы

С развитием российского образования все больше простых среднеобразовательных школ стараются получить звание лицея или гимназии. Можно считать это попыткой повысить престижность учебного заведения.

Родители же не видят отличий между ними. Они ошибочно полагают, что лицей дает техническое образование, а гимназия — гуманитарное. На самом деле это не так. Но однозначно, лицей или гимназия лучше школы.

Давайте попробуем разобраться, в чем тут разница между лицеем и гимназией, и какое образование все-таки предпочесть.

Какую гимназию можно назвать классической

Первые учебные заведения с названием «гимназия» появились еще у древних греков. Это были типичные школы, которые обучали детей грамоте. На их примере и возникло впоследствии школьное образование.

Классические гимназии в современной России – это школы, дающие углубленные знания по выбранному в старших классах профилю. Чаще всего, встречается, что в 10 классе дети должны перейти на профильное обучение по нескольким направлениям:

  • Медицинское;
  • Гуманитарное (историко-правовое, гуманитарно-историческое);
  • Физико-математическое.

Дети фактически выбирают, куда бы они хотели поступить, какие наклонности есть у них.

Что такое лицей

Лицеи тоже образовались в Древней Греции во времена Аристотеля. Они были своеобразными философскими школами, и именно этим изначально отличались от гимназии.

В царской России одним из первых лицеев был Царскосельский, который являлся привилегированным учебным заведением. В нем обучался Пушкин.

Для начала надо выяснить, что такое лицей в современном понимании этого слова. В настоящее время они заключают контракт с ВУЗами, и готовят детей для принятия в них без дополнительных экзаменов.

Основные отличия между лицеем и гимназией отражены в таблице:

Линии сравнения Лицей Гимназия
Поступление Дети поступают после 6-7 класса Поступают после окончания четвертого класса школы или прогимназии
Способ обучения Основной упор на практические занятия Теория стоит во главе обучающей методики
Преподаватели и программы обучения Азы специальных наук преподают педагоги из ВУЗа Обучают по особым программам, применяя авторские разработки.Все педагоги получили высшую категорию
Стоимость обучения Более дорогое обучение, так как готовит студентов в конкретный ВУЗ Более дешевое обучение
Поступление в ВУЗ Выпускник находится на ступеньку выше остальных ребят при поступлении в определенное заведение Делается ставка на подготовку к поступлению в университет. Существует профильное обучение.

Совет! При намерении начать обучаться в лицее, спросите у администрации учебного заведения, обладают ли выпускники возможностью начать учиться сразу на 2-ом курсе университета, института или академии (в некоторых лицеях такое возможно).

Чем отличается гимназия от школы

Гимназия – это, так сказать, элитная школа, в отличие от обычной.

Выше уже отмечалось, что простой общеобразовательной школе до статуса «гимназия» очень далеко. Попробуем разобраться в главных факторах истинного положения вещей:

  • Нужен педагогический состав с высокой квалификацией (приветствуется обладание высшей категорией). В лучшем случае здесь должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, и существовать дополнительный резерв учителей.
  • Достаточная обеспеченность материальной базой и техническими ресурсами.
  • В гимназии обучение идет по особым альтернативным программам, с помощью которых ребенок может легко освоить нужные учебные предметы. Упор делается на доскональном изучении гуманитарных предметов.
  • Иностранные языки находятся в приоритете.
  • Согласно учебным стандартам, в гимназии требуют изучения минимально двух иностранных языков. Кроме английского языка выбирают китайский, французский, иногда можно встретить немецкий. Дети начинают изучать английский с 7-8 лет, а еще один язык вводит в пятом году обучения. Для лучшего усвоения материала ребят разделяют на подгруппы, примерно по 8-12 человек. Класс (в реалии российских школ состоящий из 30 детей) разбивают на 3 группы. Бывает, что правило нарушается из-за того, что в некоторых гимназиях в классе обучается по 40 детей.
  • Технические науки изучаются по стандартным учебникам, принятым министерством образования, в отличие от гуманитарных дисциплин. Их дети осваивают по учебникам с углубленной подачей материала. В перечне преподаваемых дисциплин можно увидеть мировую культуру, религию, ритмику, ораторское искусство, филологию и т.д.
  • К положительным сторонам гимназии можно отнести то, что здесь имеются всевозможные кружки, проводятся факультативные занятия и т. д., которые помогут ребенку с пользой провести внешкольное время.
  • Гимназии очень тесно сотрудничают, как и лицеи (чаще взаимодействуют, а не подписывают контракт) с различными университетами и учреждениями культуры. Поэтому учебное и внешкольное время ученика гимназии проводится очень насыщено.
  • Сейчас почти во всех гимназиях принята одежда особого образца, которая шьется только для детей обучающихся там. Поэтому и можно еще раз констатировать, что «гимназист – это звучит гордо».

Есть школы, где тоже существует своя форма, но это чаще всего носит рекомендательный характер. У гимназиста на форме можно заметить специальный символ его учебного заведения.

Теперь при выборе учебного заведения родители наверняка будут знать, чем отличается гимназия от школы.

Как можно рассматривать лицейское образование

  • Большинство россиян приравнивают лицей к вузовскому образованию.
  • Российские ВУЗы приняли решение приравнивать выпускников лицеев к окончившим 1 курс университета, и автоматически зачислять их на 2 курс.
  • При этом лицеист не уступает в подготовке другим студентам, даже превосходит их.
  • Для желающих обучаться в лицее, следует заранее выяснить, как попасть в учебное заведение.
  • Условия поступления в такое учебное заведение могут отличаться своими особенностями и их надо обязательно знать.

Это интересно! Обретаем профессию удаленно: дистанционное высшее образование в государственных вузах

Прогимназия – гимназия для начальной школы

Прогимназия – это учебное заведение, которое обучает по программе младших классов. В прогимназии ведется обучение до четвертого или шестого класса. Название такое получила, так как готовит детей к поступлению в гимназию и существует на ее же базе.

Лицей и школа – чем они отличаются

Чем отличаются школа и лицей? Многие считают, что лучше лицейское образование, чем школьное, и не ошибаются. Программы, по которым получают знание лицеисты, являются авторскими, и разработали их преподаватели вузов.

Они же часто и ведут занятия в лицее. Преподаватели здесь намного сильнее учителей школ – это только педагоги со стажем, знающие и применяющие различные методики преподавания.

Обучение в лицее подстраивается под определенный ВУЗ, и может даже располагаться на его территории.

К минусам лицеев, по сравнению со школой, можно отнести то, что нагрузка здесь больше, поскольку ребят готовят к будущей профессии.

Как попасть в это заведение? Принимают в лицей только тех детей, которые успешно прошли собеседование с преподавателями в присутствии завучей и директора лицея.

Если вы выбрали лицей, будьте готовы и к тому, что здесь нет обычного понятия «урок». Преподают учебные предметы «парами», то есть это два урока совмещенные в один с перерывом.

Важно! Выпускаясь из лицея, ребенок имеет аттестат особого образца, а иногда даже диплом. Значит он будет иметь особы привилегии.

Что нужно, чтобы ребенка зачислили в гимназию

«Каким образом попасть в гимназию?» — задают вопрос многие родители.

За лицеями и гимназиями законодательно закреплены определенные участки проживающих на этой территории будущих первоклассников. Претендовать на места в гимназии по территориальному принципу могут около 80% поступающих детей.

Остальные 20% гимназия имеет право набрать самостоятельно. На практике часто бывает так, что попадают дети, имеющие определенные родственные связи или по конкурсу. Ребятам дают тест, и кто из них напишет лучше, тот и будет учиться в данном учебном заведении.

До первого июля в гимназию подают документы те родители, дети которых законодательно закреплены за данным учебным заведением. После указанного срока — все, кто желает попасть в него по конкурсу или собеседованию. Классические гимназии также могут располагаться за городом, тогда поступление возможно только по собеседованию.

Отличия школы от гимназии

Преимущества и недостатки лицея, гимназии, школы

Вывод

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на личностные характеристики вашего ребенка. Если он уже в классе 6-7 знает, куда он пойдет получать профессию, смело отдавайте его в лицей. Если ребенок талантлив и стремится получать новые знания, но еще не определился, кем он станет в будущем, то отведите его в гимназию.

Ссылка на основную публикацию