«Ринпоче Багша» — буддийский дацан в Улан-Удэ на Лысой горе. Фото и отзывы

После похода в сауну Сергей меня повёз на Лысую гору в дацан «Ринпоче-Багша».Вот информация о Лысой горе с сайта Турпром.В Улан-Удэ, столице Бурятии, существует местность под названием Лысая Гора – по сути, это сопка, с которой открывается широкая панорама города.

Сопка довольно высока, застроена частными домами, к городу отсюда сбегает асфальтированная дорога.

Сейчас сложно представить, что более десяти лет тому назад Лысая гора представляла собой пустырь, куда членам сангхи пришлось на грузовиках везти чернозем, для того, чтобы иметь возможность создать здесь кусочек своей «Чистой Земли», фрагмент Западного Рая.

Благодаря работе друзей и представителей буддистской общины, Лысая гора теперь, скорее, «Цветущая». На зеленом холме здесь теперь стоит дацан из красного кирпича с парадной розовой лестницей: вокруг разбит газон, ярусами спускаются к каменному ободу цветы и декоративный кустарник.

Попадая сюда, ощущаешь, как с гипнотическим пением монахов, с каждой произнесенной мантрой с Лысой горы вниз к просторным улицам города разливаются волны благой, очищающей силы и энергии.

Лысая гора – удивительное место, мало какой район мажет сравниться по красоте с этим царством хребтов и сопок, почти совсем пустых или покрытых густым лесом. Часто Лысая гора окутывается таинственным серым туманом, сквозь который видны яркие взмельки праздничных буддистских флажков.

Сергей сделал много интересных снимков с этой горы, вид просто потрясающий.Вот снимок покрупнее — видна река Селенга:Фото со мной и с облаками удивительной формы:Итак, на Лысой горе Улан-Удэ находится один из дацанов Бурятии — «Ринпоче-Багша»:Краткая информация о дацане.

В начале 2000 года в городе Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, был создан центр «Ринпоче Багша» (Ринпоче – тиб. «Драгоценный»; Багша – бур. «Учитель».). С благословения Его Святейшества Далай Ламы XIV центр основал досточтимый Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV) – тулку, святой перерожденец, человек, осознанно родившийся и посвящающий свою жизнь помощи всем живым существам.

Предназначение центра «Ринпоче Багша» – это сохранение, развитие и распространение буддизма классической традиции Гелуг.

То есть последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом.

Понимание законов мироздания и методов достижения настоящего счастья и благополучия всеми живыми существами, заложенное в Учении Будды, происходит постепенно. Задача центра – помощь всем, идущим по этому пути.

  • В 2000 году с благословения Ело Ринпоче центром было начато строительство здания дацана в городе Улан-Удэ, в местности Лысая гора.
  • В 2004 году в дацане «Ринпоче Багша» была установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни.
  • 27 июня 2004 года дацан «Ринпоче Багша» был официально и торжественно открыт на благо всех живых существ.
  • В 2005 году на территории храмового комплекса было установлено восемь буддийских ступ, в совершенной форме символизирующих природу просветлённого ума Будды.
  • В 2009 году был установлен Колокол Четырёх Печатей – самый большой в России буддийский колокол.

С момента открытия в дацане «Ринпоче Багша» ежедневно проходят хуралы, можно попасть по предварительной записи на аудиенцию к досточтимому Ело Ринпоче. Также в дацане постоянный прием ведут ламы. Праздничные хуралы проходят в соответствии с лунным календарем.

На ограде по периметру дацана размещены таблички с мудрыми изречениями:Идём к первой достопроимечательности — колоколу:А вот и он:

И на карте «Викимапия»

Каждый может ударить в колокол (только один раз и не громко), и звон разойдётся по всей округе — дацан на вершине горы.Вот мой удар в колокол:Вот удар в колокол сделал Коля:Дальше мы отправились на Дорогу долгой жизни.

Дорога долгой жизни на карте «Викимапия».

Она представляет собой деревянную дорожку, ведущую через 12 беседок, каждаяпосвящена году по восточному гороскопу.Беседка года змеи:

  1. Все фотографии посещения Лысой горы и дацана — в моём фотоальбоме.

Природа вокруг потрясающая.Пройдя по дороге, мы снова вернулись к площадке, от которой начали путь. Я сфотографировался рядом с потрясающей красоты субурганами:И вдобавок, потрясающее закатное небо:

Читайте следующую запись в моём «Живом журнале» о путешествии по Бурятии в 2016 году, перейти на неё Вы сможете на странице http://melnik-a.livejournal.com/14727.html

Дацан на Лысой горе в Улан-Удэ

На 7 день нашего путешествия на Байкал из Приморья, мы посетили дацан «Ринпоче Багша», который расположился на Лысой горе в Улан-удэ. Этот дацан — не просто местная достопримечательность, но и учебный центр буддистов.

впереди у золотой ступы находится кафе

Вообще кафе, где продают алкоголь — очень сомнительное учреждение на святой земле. Многие буряты не довольны этим фактом.

панорамный вид на Улан-удэ

магазин сувениров и прочей буддийской атрибутики

В момент нашего прибытия на Лысую гору, дацан «Ринпоче Багша» был закрыт. Собственно, там фотосъемка разрешена только за дополнительную плату.

дацан «Ринпоче Багша»

  • Здорово, что на территории дацана с динамиков играет приятная музыка.

золотая ступа

еще одна ступа и вид на город

гуляя по территории

красиво!

Гуляя по парковой зоне мы увидели небольшой колокол. Местные, для привлечения удачи, обходили его кругом, звонили и кидали монетку вниз. Разумеется, мы тоже не стали отставать.

позвони и будет тебе счастье!

Самое большое впечатление произвела на меня так называемая «Дорога долгой жизни». Это пешеходная дорожка, длиной около километра.

По числу лет 12-летнего цикла буддийского календаря на ней сооружены 12 беседок. Каждая беседка посвящена какому-то животному. Интересно, что внутри беседки можно не просто посидеть, но и почитать мантры.

В каждой висит специальная табличка с покровителями года и их мантрами.

беседки с 12 животными

между беседками деревянная дорожка

дорога долгой жизни пролегает рядом с хвойным лесом

есть и долгий подъем наверх

    Только сейчас, выставляя этот пост, я обратила внимание на то, что у меня не хватает еще одной беседки года Дракона. Согласно источникам в интернете, она расположена в центре, а то и вовсе где-то у здания дацана. По ходу я так спешила к своей, что прошла мимо)

    На Байкал из Приморья
    День 1. Находка-Вяземская
    День 2. Вяземская-Хабаровск-Талакан
    День 3. Талакан — Сковородино
    День 4. Сковородино — Ерофей Павлович — 60км до Читы
    День 5. 60 км до Читы — Тугнуй
    День 6-7. Улан-Удэ
    День 7.

    Дацан на Лысой горе в Улан-Удэ
    День 8. Максимиха и база отдыха «Лукоморье»
    День 9. Прогулка на катере по Байкалу в Максимихе
    День 10. Паром в Усть-Баргузине и Янжима
    День 11-12. Горячие источники в бухте Змеиная на Байкале
    День 13-17.

    Отдых дикарем в палатках на Байкале
    День 18-22. Байкал-Находка или дорога домой

    Блог путешествий

    День 6-7. Улан-Удэ

    Маршрут от Улан-Удэ до Дацана "Ринпоче Багша" — Сайт о самостоятельном отдыхе на озере Байкал!

    Поездка в Дацан на Лысой горе запомнилась смотровой площадкой, огромным 6-метровым золотым Буддой, «тропой здоровья» с беседками, посвященными восточному гороскопу, и белочками, позирующими на камеру))

    Маршрут в одну сторону занял у нас около 20 минут езды от остановки Геологическая. Дацан находится на конечной остановке маршрутки №97

    Достопримечательности Дацана:

    Из любой точки города Улан-Удэ видно гору, на которой расположен Дацан «Ринпоче Багша». По нашему мнению здесь было интересней, чем в Иволгинском Дацане. Мы духовно прониклись атмосферой этого места, увидели много достопримечательностей и легко добрались до дома. 

    После посещения сделали выводы, что добираться сюда на велосипеде была бы не лучшая идея. Во-первых резкий подъем в гору, во вторых видели табличку с перечеркнутым велосипедом.

    Итак, по обычаю, прежде чем войти в храм, мы обошли его вокруг по часовой стрелке, не поворачиваясь к нему спиной.

    В начале пути стоит самый большой в России Буддийский колокол Четырех Печатей. Каждый может подойти и позвонить в него. Его вес — 700 кг. 

    Читайте также:  Куда поехать в июле: шоппинг + отдых в Европе

    Далее расположена беседка года дракона, вокруг нее нужно покрутить цилиндры, тем самым, вы очищаете себя и пространство вокруг. Людям, рожденным в год дракона, можно посидеть и помедитировать в беседке.

    Обходя далее мы видим стеклянную беседку, внутри которой стоит цветок из горящих свечек и Восточную золотую ступу примирения.В ней находится галерея 1080 божеств. Вход свободный. Открыта для посещения каждый день с 11-17 часов.

    Перед входом в храм и мужчинам и женщинам следует снимать головные уборы.

    Фотосъемка в дацане не желательна, но за 100 рублей разрешена. Внутри стоит шестиметровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом. Это одна из крупнейших статуй Будды в России.

    Еще одной местной реликвией являются четки из африканского 2000 летнего дерева. Они вырезаны японским монахом в дар буддийскому храму. 

    Выйдя из дацана мы направились направо к началу большой тропы и осмотрели специально отведенное место для развешивания молитвенных флажков

    Табличка ниже поясняет почему ленты разного цвета:

    ГОД МЫШЬ ДРАКОН ОБЕЗЬЯНА СВИНЬЯ ОВЦА ЗАЯЦ ТИГР ЛОШАДЬ СОБАКА ПЕТУХ КОРОВА ЗМЕЯ
    ТКАНЬ
    НАПРАВЛЕНИЕ ВОСТОК ЮГ ЗАПАД СЕВЕР 

    Большая тропа долгой жизни начинается с беседки года Крысы. Спускаясь по длинной лестнице и глядя как под руки ведут старушку, понимаешь название данного места. 

    Вдоль тропы расположены беседки со скульптурами, символизирующими животных восточного гороскопа. 

    В беседке с покровителем своего года можно прочитать мантры.

    Вот как выглядят таблички с мантрами:

    Далее мы заглянули в сад камней.Заметно, что это место в состоянии становления. Всюду аккуратно высаженные деревья и цветы.

    Тропа длинной около километра. Примерно на середине пути наступает подъем.

    • Живописная местность вокруг способствует душевному умиротворению.
    • Нам повезло встретить и сфотографировать белку.

    После тропы мы отправились на смотровую площадку. С нее открывается панорама на город Улан-Удэ. Также здесь расположены 8 ступ, символизирующих восемь подвигов Будды.

    1. Рядом со смотровой есть магазин «Буддийская атрибутика», где можно приобрести сувенирную продукцию и многое другое.

    В другой стороне от смотровой можно вкусно и дешево покушать. В здании с вывеской кафе «Кайлас» на нижнем этаже находится столовая.

    В завершении маршрута до Дацана на Лысой горе хочется сказать, что даже будучи православным стоит посетить такое место. Не нужно слов и знаний о буддизме, прихватите с собой лишь культуру и уважение к религии.

    Ну а мы продолжаем наше путешествие по Бурятии.

    До новых впечатлений!

    Дацан на Лысой горе — удивительное место в Бурятии

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы узнаете об удивительнейшем месте, которым гордятся жители Улан-Удэ. Это дацан на Лысой горе. 

    Содержание:Название и расположениеОб основателеИстория постройкиЗолотой БуддаПодаркиЗаключение

    Название и расположение

    Называется он «Ринпоче Багша», в честь своего основателя. «Ринпоче̒» на санскрите значит «драгоценный», а «Багша̒» – «учитель», в переводе с бурятского языка. 

    Лысая гора – это высшая точка северо-восточной части столицы Бурятии. Она является составляющей горного хребта Хамар-Дабан, о котором спел Ю. Визбор в своей одноимённой песне. 

    Посетители отмечают волшебную энергетику и необычайную красоту этого места и чувство глубочайшего умиротворения, охватывающего каждого, кто ступил на территорию дацана.

    Об основателе

    Настоятель храма – Еше Лодой Ринпоче, тибетец, отмечающий в этом году свой 75-летний юбилей. Когда ему было три года, в нём признали четвёртого перерожденца Ело Ринпоче. 

    Еше Лодой Ринпоче

    Ещё через три года Еше Лодой начал обучаться в монастырях на родине, а затем в Индии. Долго и усердно он постигал разнообразные буддийские дисциплины и труды великих учителей.

    Будущий Ринпоче Багша достиг последовательно звания гелонга, ачарьи, а затем и геше-лхарамбы. 33 года прошло от его первого шага в монастырских стенах до получения высшей буддийской учёной степени.

    Его учителями были известнейшие ламы, а также Далай-лама XIV. По его просьбе Еше Лодой начал преподавание философии в Иволгинском дацане.

    • Прославившись как добрый и мудрый лама, умеющий ясно объяснить все вопросы с буддийской точки зрения, Еше Ринпоче добился всенародной любви и уважения.
    • Ученики хотели общаться с ним и постигать Дхарму на постоянной основе и просили его об открытии центра, где это было бы возможно. 
    • И в 1999 году достопочтимый лама, заручившись поддержкой и благословением Далай-ламы XIV, получил согласие на его открытие.

    Далай-Лама XIV

    История постройки

    Начавшаяся на рубеже двух тысячелетий, стройка продвигалась быстрыми темпами. Помощь оказывали и власти Бурятии разного уровня, и верующие, и главы администраций других субъектов России.

    Ринпоче Багша вложил в строительство значительную часть личных средств. Его ученик Тензин Лама, который тоже обладает титулом геше-лхарамба, оказал своему учителю всемерную помощь в возведении этой святыни.

    Золотой Будда

    Китайский мастер Ги Шиюань отлил для храма из бронзы статую Будды, высотой 6 метров. Она была доставлена из Пекина сначала в Маньчжурию, а оттуда переправлена в Россию и приехала в Улан-Удэ на машине, в разобранном виде, накануне Сагаалгана – Праздника белого месяца. 

    Верующие, ожидающие прибытия статуи, поднесли храму богатые дары. Золотые, серебряные, коралловые изделия, белые шарфы – хадаки  были помещены в основание статуи. 

    Бронзовое божество собрали, и Ело Ринпоче освятил его. Немного погодя Далай-лама прислал из Дхарамсалы:

    • две статуэтки: Авалокитешвары и Ямантаки;
    • хадаки; 
    • урилы (специальные пилюли).

    Их тоже положили вовнутрь.

    https://www.youtube.com/watch?v=BP8WsKNAJz8\u0026list=PLdw36pnHA-Km-uuJ9ub42oCPVbonY-AdW

    Последними пополнили сокровищницу Ганджур и Данджур, приехавшие из тибетского монастыря Кумбум, расположенного там, где родился Цонкапа, после чего она была замурована. Через два месяца после прибытия бронзовый Будда стал золотым, благодаря позолоте, нанесённой китайскими мастерами.

    Он украшает собой главный храмовый зал. Летом 2004 года дацан открылся, и Золотого Будду освятили в этот день повторно.

    По обычаю, перед посещением буддийский храм нужно обойти по часовой стрелке, прежде чем войти. Для этого тут выложили кирпичную дорожку вокруг главного здания. Вдоль дорожки расположены молитвенные барабаны, которые можно крутить, таким образом «читая» мантры.

    На территории расположено много стендов с изречениями из буддийского учения. Прогулка проходит под негромкую расслабляющую тибетскую музыку.

    Подарки

    Одна из самых больших статуй Будды в России появилась в буддистском центре благодаря средствам А.М. Туракина, местного общественного деятеля и предпринимателя. Но не он один сделал храмовому комплексу такой щедрый подарок. 

    Изюминкой молельного зала являются также огромные бубинговые чётки. Их преподнёс 10 лет назад Хаяши Хироши. 

    Этот японский монах собственноручно сделал несколько наборов таких чёток из ствола дерева, которое росло две тысячи лет. Когда срок жизни растения подошёл к концу, ценное дерево привезли из Африки в Японию, где его и купил Хироши.

    Бубинговые четки

    Чётки весят 350 килограммов. Обладая искренним желанием, чтобы человечество жило в мире и достатке, японский верующий преподнёс свои изделия буддийским храмам нескольких стран. 

    • России,
    • Канаде,
    • Монголии,
    • Южная Корее,
    • Японии

    Чётки несут мощный энергетический посыл, благодаря чистым помыслам их изготовителя и освящению. Если иметь хорошие намерения и читать мантру Будды во время обхода этих чёток, символически перебирая их прикосновением к каждой бусине, то они осуществятся.

    Монастыри-обладатели этого дара условились в каждом месяце проводить общую молитву, чтобы добро и счастье преобладали в нашем мире. Каждый раз, когда наступает 28-е число (по Григорианскому календарю), буддисты могут присоединиться к этому молебну.

    Читайте также:  Сочи, отели у моря - 15 лучших отелей с бассейном и пляжем. Цены

    Защитник Дхармы Махакала – гневная эманация Авалокитешвары – выполнен из цельной глыбы чёрного хрусталя. Это драгоценный минерал из Бразилии. Статую подарили храму на Новый буддийский 2009 год. 

    Заключение

    Друзья, мы не заканчиваем на этом наш рассказ про монастырь. Скоро последует продолжение — вы узнаете о прекрасных ступах и о том, что еще располагается на территории этого удивительного храма.

    Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

    До завтра!

    Улан-Удэ. Часть 4: дацан Ринпоче Багша

    ?

    varandej (varandej) wrote, 2012-02-21 12:38:00 varandej varandej 2012-02-21 12:38:00 Category:

    Как уже говорилось в прошлых частях, бурятская столица в ХХ веке будто бы разрасталась годичными кольцами. Старый Верхнеудинск у слияния Уды и Селенги стоял на самом дне котловины между хребтами Улан-Бургасы, Цаган-Дабан и Хамар-Дабан. Советский Улан-Удэ поднимался по склонам, постепенно заполнив всю котловину. И немудрено, что дацаны, самые яркие здесь памятники постсоветской эпохи, строились уже на вершинах гор.

    https://www.youtube.com/watch?v=ixfgSNG5Ikk\u0026list=PLdw36pnHA-Km-uuJ9ub42oCPVbonY-AdW

    В завершение рассказа про Улан-Удэ съездим в дацан Ринпоче Багша на вершине Лысой горы. Основанный в 2000 году, для бурятского буддизма это примерно то же, что для русского православия — Храм Христа Спасителя.

    Да, и заранее оговорюсь, что я почти ничего о буддизме не знаю, поэтому на истину и полноту описаний не претендую.

    Просто личные впечатления человека, первый раз зашедшего в буддийский храм (точнее, второй — после Иволгинского дацана).

    В 1993 году в Бурятию от Далай-ламы прибыл монах и тулку (то есть воплощение Будды в обыденном мире, а Будда, как известно — не имя собственное, ближайший аналог в христианской культуре — Пророк) Еше Лодой Ринпоче и начал преподавать буддийскую философию в Иволгинском дацане: ведь дацаны — это не только монастыри, но и университеты. Постепенно вокругу тулку сложился круг учников, и в 2000 году Далай-лама благословил Еше Лодоя на обустройство собственного дацана. Название обители с бурятского переводится просто: Монастырь Учителя Ринпоче (или Монастырь Драгоценного Учителя, так как «Ринпоче» с тибетского языка переводится именно так).

    И само расположение дацана очень характеризует разницу между христианством и буддизмом: они построили монастырь на самой окраине — но зато на вершине горы… Ринпоче Багша виден реально из любой точки Улан-Удэ, но так как буддийские храмы не имеют таких выделяющих силуэтов, как церкви или мечети, неподготовленному человеку он не очень заметен.

    Вот так при помощи 35-кратного зума дацан выглядит от вокзала, но пересматривая свои фотографии, я понял, что можно снять много более удачных ракурсов из других точек города (особенно от моста через Уду).2.Путь к дацану выглядит так, как и должен выглядеть путь к буддийской святыне — долго и по извилистым улочкам куда-то под самое небо. Туда активно ходят маршрутки (садится можно у удинского моста, на любой из двух главных площадей, у «Октября», у «Одона» и т.д.), и когда едешь здесь рядом с водителем, появление встречной машины заставляет вздрогнуть:3.Но стоит оглянуться…4.Домики тут попадаются довольно симпатичные, и может быть даже исторические. Насколько я понял, это поглощенное городом село Шишковка с дачами 1920-х годов:5.По бокам виды тоже впечатляющие. Мы поднимаемся на хребет Улан-Бургасы (в переводе — хребет Красных кустов):6.Верхушки двух пагод маячат за домами:7.Площадка перед монастырём. Даже в морозный зимний день людей тут немало:8.

    • Назначение 8 ступ описаны на официальном сайте дацана:

    Ниже этой площадки с 2005 года стоят 8 ступ, или субурганов. Ступа — это в Тибете и Монголии примрено то же, что в Юго-Восточной Азии называют «пагода», то есть культовая постройка без доступа вовнутрь, в которую замурована какая-нибудь святыня. Считается, что субурганы произошли от курганов — главных святынь шаманства:9.Ступа Лотоса. Символизирует рождение Будды.Ступа Просветления. Символ победы над всеми препятствиями в уме, в том числе самыми тонкими.Ступа Мудрости. Символизирует Учение о Четырех Благородных Истинах.Ступа Чудес. Символизирует победу Будды над неправильными взглядами с помощью чудес.Ступа схождения с небес Тушита. Построена в связи с Учениями, которые Будда давал своей матери в мире богов на небесах Тушита.Ступа Примирения. Символизирует единство внутри сообщества практикующих.Ступа Совершенной Победы. Построена в связи тем, что Будда продлил свою жизнь на три месяца по просьбе учеников.

    Ступа Паринирваны. Эта форма – символ вхождения Будды в Паринирвану

    .Вот это, насколько я понимаю, ступы Чудес и схождения с небес Тушита:10.

      Теперь поднимемся к дацану. Как называются вот эти существа, стерегущие вход, я точно не знаю. Меня с детства удивляло, что в буддизме «демон» — это просто могущественный дух, который может быть и злым, и добрым.11.Ворота дацана, вид изнутри. «Колесо Учения» и два оленя по бокам от него — примерно тоже, что христианский крест и мусульманский полумесяц.12.А вот чему в христианской культуре аналога не найти — это гороо. Входя в дацан или дуган (храм), первое, что нужно сделать — обойти его по часовой стрелке, выполняя молитвенные действа. В первую очередь — вращая хурдэ, вот эти вот красные цилиндрики с буквами. Внутри хурдэ — листочки с молитвами на тибетском языке: буддисты давно смекнули, что разучитвать священный язык как христиане (латынь, старославянский) или мусульмане (арабский) — это в общем-то суета, главное ведь не слова, а мысли, поэтому вместо словесной молитвы можно просто крутить хурдэ.13.Чуть дальше виден Большой колокол Четырёх Печатей, отлитый в 2009 году на Урале — крупнейший в России буддийский колокол весом 700 килограмм. Печатей на нём, правда, не 4, а 8 — опять же процитирую сайт дацана:

      1. Благой Зонт. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ.2. Золотые рыбки. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения.3. Драгоценный Сосуд. Символ долгой жизни, богатства и процветания.4. Лотос. Символ чистоты.5.

      Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения.6. Бесконечный узел. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.7. Стяг победы.

      Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

      • 8. Колесо Дхармы

      .14.Забор за колоколом урашают флажки «хий-морин», что переводится как Конь Ветра. Это древний тибетский символ, конь, несущий на спине исполняющий желания камень чинтамани. По тибетскому и монгольскому поверию, у каждого человека есть свой хий-морин, и чем он выше летит — тем лучше идут дела. Цвет флажков зависит от года рождения — а вы думали, к чему эти все Год Красной Мыши или Зелёного Дракона?15.А монастырь действительно стоит под самым небом, на маленькой площадке с крутыми краями. Высота этих гор — около километра над уровнем моря, но для жителя Страны Великих Равнин это очень немало!16.Молитвенные флаги — едва ли не самый запоминающийся элемент буддийской обрядовости. Их цвет символизирует стихию: белые — воздух, красные — огонь, желтые — земля, зеленые — вода, а синие — Небо.17.Обходим храм по заднему двору. Кстати, едва ли не самая сложная для гостя особенность дацанов — к храмам запрещено поворачитваться спиной.17а.Ступа и храм:18.

      У ступы — какие-то подношения. В Бурятии, и в дацанах, и на обоо, принято оставлять монетку, камушек, лоскуток или горсть зёрен — то есть чисто символический подарок, свидетельствующий о внимании.

      19.

      1. Врубив 35-кратный зум, можно заснять сквозь городской смог даже то, что отсюда невидно глазом — правда, практически наугад и плохого качества. Вот, например, в кадре почти весь Старый Верхнеудинск, видны крыши Бурятского оперного театра на площади Советов и универмага на площади Революции и конечно же Одигитриевский собор (1741-86) на берегу Уды:
      2. А здесь — Заудинская слобода с Вознесенской церковью (1791) и домами у набережной:
      Читайте также:  Как добраться до Геленджика: поезд, самолет, автобус Россия

      А обойдя гороо, можно и подниматься в храм. У входа пара львов с разным выражением лиц:20.21.22.В дугане, как и православной церкви, снимают шапку — причём как мужчины, так и женщины.А зайдя в храм, сначала нужно ещё раз выполнить гороо (причём в более ортодоксальном Иволгинском дацане молящиеся ещё и отходили назад к двери спиной вперёд, дабы не оскорбить святыни). Надо заметить, к фотосъёмке в дацанах отношение резко отрицательное, едва ли не строже, чем в православных церквях. В Иволгинском это просто запрещено, а центральный и потому более космополитичный дацан Ринпоче-Багша всё-таки позволяет… но за 50 рублей.23.Тем не менее, я этим правом воспользовался и ходил тут как по музею (хотя и строго по часовой стрелке), наснимав где-то полсотни кадров. На кадре выше — общий вид от входа, молящиеся ложатся всем телом на вот эту доску и сразу встают, а хуварак (послушник) в характерном красном одеянии сразу же поинтересовался, спросил ли я разрешение.Из-за вот этой двери доносились голоса — пугающие, нечеловеческие, именно такие, какие можно услышать в псевдовосточных голливудских фильмах. Я спросил, что там — мне сказали, что там принимают ламы, с которыми можно поговорить по важным вопросам. Голоса — видимо, молитвы на тибетском:24.Шестиметровый золочённый Будда здесь появилась в 2004 году, и считается крупнейшей статуей Будды в России… на самом деле это не так, у главном буддийском храме Калмыкии (там их называют «хурулы») Будда высотой 12 метров:25.По бокам от Будды — ещё два алтаря. Справа — в честь нынешнего Далай-ламы (на фотографии он в молодости):26.26а.Слева — Даши-Доржо Итэгэлов, глава буддистов России (Пандидо Хомбо-лама) в 1911-1917 годах, в 1927 году ушедший в нирвану. Ныне его нетленное тело в позе лотоса пребывает в Иволгинском дацане:27.Потолок главного зала:28.Местами буддийский интерьер неуловимо напоминает расписаные православные церкви:29.По бокам — субурганы и статуи святых:30.Обратите внимание на подношения:31.32.Вот ещё нечто мне не понятное:33.А про этот стол я даже спросил, и мне объяснили, что это подношения по аналогии со свечами в христианских церквях. Только в дацане можно поднести как свечу, так и, например, пиалу с водой, цветок лотоса и другие — я не знаю ни сколько форм у таких подношений, ни что они значат. Отвечала на мои наверное очень глупые вопросы девочка из «церковной лавки», очень доброжелательная, но когда она обратилась к стоявшему рядом ламе, тот что-то бросил не по-русски, и она объяснила мне: «Он не хочет разговаривать».34.Ещё одна реликвия — это Большие чётки весом 350 килограмм, которые вырезал из 2000-летнего африканского дерева бубинга японский монах Хаяши Хироши специально в дар бурятским дацанам.35.Но в целом от двух дацанов — Иволгинского и Ринпоче-Багша — у меня осталось чувство непонимания и отталкивающей чуждости. Да, внешне буддизм имеет много общего с христианством (как мне показалось — даже больше, чем ислам), но вот суть у него слишком иная. Вдобавок, сказалась несловоохотливость лам и запрет на фотосъёмку — думаю, примерно то же самое чувствует «представитель креативного класса», поехавший смотреть русский глубинку и посланный в церкви во время службы со своей мега-зеркалкой далеко и надолго. Но я хотя бы понимаю, что храм любой веры — это не музей и не аттракцион, здесь люди делом заняты, и никто не обязан угождать туристу — скорее, у меня остался осадок в виде лёгкого стыда и понимания, что я слишком мало знаю.Сами буряты, кстати, в быту производят впечатление абсолютно нерелигиозного народа, но в дацанах это впечатление сменяется на строго противоположное. И как мне показалось, буддизм — часть их самосознания, а вот русский в дацане по умолчанию просто так зашёл.36.А потом я вышел на крыльцо. К вечеру потеплело, из-за туч пробивалось Солнце. Рядом из динамика доносилось «Ом мани падме хум» — но не теми жуткими голосами, а нараспев, мелодично и очень современно. Передо мной расстилалась котловина Улан-Удэ:37.Вот хорошо видна Селенга, текущая «из-за дальних гор, из-за древних гор». Слева — Цаган-Дабан, справа — Хамар-Дабан, в переводе соответственно Белые горы и Ореховые горы:38.Годичные кольца бурятской столицы:39.40.41.Районы за Удой, хорошо виден Русский драмтеатр в стиле «под модерн»:42.Ещё левее из-за холмов дымит ТЭЦ, а вот Соцгород ЛВРЗ отсюда не видно — его закрывает ближняя гора:43.Совсем вдалеке — ещё одна, очень высокая труба в горах Цаган-Дабана:44.А напоследок — вид на эту же долину с другой стороны, с Цаган-Дабана, где водитель тарбагатайской маршрутки заехал на бензоколонку. Вдалеке город карабкается по склонам Улан-Бургасы, и при желании на левой вершине можно различить симметричный силуэт Ринпоче Багша:45.

      Ещё в Улан-Удэ есть чуть более старый дацан Хамбын-Хурэ (основан в 1994 году) по дороге на Верхнюю Берёзовку — но туда, равно как и в интереснейший музей деревянного зодчества я не успел. Ещё один небольшой дацан (дуган и ступа) я видел из окна маршрутки на южной окраине. Так что буддийские храмы в Улан-Удэ есть и не единичны.

      Что же касается национального колорита, о котором меня тут уже спрашивали, то в Улан-Удэ он, безусловно, есть. При этом бурятская столица поразила меня полным отсутствие надписей на бурятском языке — ни вывесок, ни даже официоза.

      Бурятская речь на улицах тоже не очень-то слышна, при том, что «на глаз» тут около половины населения — буряты (на самом деле, скорее, треть, как и во всей республике). При этом бурятских театров два и в центре, а русский — один и в спальном районе.

      Из национальных особенностей, как уже говорилось, лучше всего представлена бурятская кухня: позные здесь — такая же проза жизни, как у нас блинные и чебуречные, цены везде почти одинаковые (одна поза — 30 рублей), в посетителях недостатка нет, а позами бурятская кухня не исчерпывается.

      Но самое сильное впечатление от общения с бурятами было уже на обратном пути, в поезде. Со мной ехал слегка приблатненного вида молодой человек по имени Сократ, много и довольно интересно рассказывавший о «жизни по понятиям» в Улан-Удэ, и очень симпатичная (хотя буряты вообще на удивление красивые внешне) молчаливая девушка-студентка.

      Под конец парень разговорился с ней, и выяснилось, что они сходят на одной станции. Поговорили ещё немного, нашли общих знакомых… и внезапно обнаружили, что они — троюродные брат и сестра.В следующей части — о бурятских степях. Дороги, пейзажи, образы.

      ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012

      «К вечеру потеплело до -35». Вступление.Колывань. «По Большому Сибирскому тракту…»Среднее ПриангарьеБратский и Илимский остроги.Братск. Город и ГЭС.Братск. Ангарская деревня.Речь Посполитая в Сибири.Костёлы и штетлы.Путь к Вершине.Вершина. Wierszyna.Иркутск и окрестности.Первое знакомство. От Глазковки до острога.Вокруг Иркутского острога.Улица Маркса и окрестности.Улицами старого города.Вокруг Иерусалимской горы.Предместье Рабочее.Тальцы в -43 градуса.Листвянка. Первая встреча с Байкалом.Бурятия.Улан-Удэ. Вокзал и площадь.Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.Улан-Удэ. Дацан «Ринпоче Багша».По бурятской степи. Пейзажи и образы.Тарбагатай. Твердыня старой веры.

      Петровск-Забайкальский.

      Ссылка на основную публикацию