Трамвай в Порту — машина времени по-португальски

Во многих
туристических городах есть и традиционный общественный транспорт, и
нетрадиционный (в хорошем смысле этого слова). 
Ну а Порту -здесь не
исключение…

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Из традиционных видов
общественного транспорта можно выделить гибрид метрополитена и трамвая, именуемый
«лёгкое метро».

Его линии расходятся
от центральной части в окрестные городки и поселки. А поскольку этих посёлков
тут великое множество, то и линии получаются довольно длинные.

Конечная остановка
одной из них находится даже в аэропорту (кстати, а вот так она выглядит).

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

В городской черте
метро уходит под землю, а за городом – выглядит как обычные трамвайные пути.

Правда, в городе есть
место, где пути выходят на поверхность. 

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Это верхний пролет моста Луиша I – одна из смотровых площадок Порту и популярное место для прогулок.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Наверное, жители
окрестных домов не особо рады такому соседству.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Еще один
распространенный транспорт – автобус. Но так получается, что пользуемся им мы нечасто, и Порту не стал исключением.

Поэтому на ворота
местного автовокзала посмотрим снаружи.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Теперь перейдем к
общественному транспорту, который служит не только для перемещения из точки «А»
в точку «Б», но и для развлечения туристов.

Начнем с фуникулера.

Этот транспорт
предназначен для тех, кто не желает совершать восхождение на крутой берег реки Дору. А желает спокойно катить
наверх — в тесноте, да не в обиде.

Один фуникулер
находится со стороны Порту.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Правда, на нем мы не
проехались. Почему – не помню.

Хотя избежавшая атаки
склероза часть мозга смутно припоминает, что причиной такого поступка было
нежелание стоять в очереди на эту шайтан-арбу.

Говорят, есть еще один
фуникулер – на другом берегу реки, со стороны Вила-Нова-ди-Гая. Но с моста на
него внимания не обратили.

Ещё один вид
транспорта пользуется большей популярностью у туристов, чем у местных жителей. Так
называемый «ретро-трамвай».

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Такие трамваи ходили в
городах лет сто назад. Потом их списали и заменили более современными.

  • Но кое-где (в
    частности, в турецком Стамбуле) такой
    транспорт оставили на потеху почтеннейшей публике.
  • Также покататься на
    старинных трамваях можно в Португалии – например, в Лиссабоне (об этом – отдельный рассказ).
  • Ну и, конечно, в
    Порту.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Подобно болгарскому
слону (который, как считалось раньше, приходится младшим братом советскому
слону), трамвай в Порту – младший брат знаменитого лиссабонского трамвая.

И если про старинный
трамвай в Лиссабоне слышали многие, наличие такого же транспорта в Порту не
столь общеизвестно.

  1. В городе есть три
    маршрута — № 1, 18 и 22 (остальные номера, видимо, не дожили до наших дней).
  2. На первых двух мы не
    катались (пишут, что на маршруте № 1 можно доехать до берега океана)
  3. Был протестирован наиболее
    интересный для празднокатающихся туристов маршрут — № 22.
  4. Его конечная остановка
    находится прямо возле верхней станции фуникулера, про который я уже упоминал.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Это кольцевой маршрут, проходящий мимо основных достопримечательностей центральной части Порту.

Возле церкви Igreja dos Carmelitas, боковая стена которой украшена азулежу.

Рядом с башней
Клеригуш.

И просто по городским
улочкам.

Отделанный деревом
салон, окна без стёкол, звонок для распугивания зазевавшихся пешеходов…

Очень стильный
транспорт!

И девушка в качестве
водителя!

Она легко справляется
со всякими таинственными причиндалами, напиханными в кабину. И даже со звонком,
для подачи которого нужно ловко пнуть ногой специальный рычаг.

Подозреваю, что днём желающих
поездить в этом трамвайчике более чем достаточно. Мы же, помня про известный
принцип «кто первый встал – того и тапки», пришли к первому рейсу. Который
стартует в 9.30 утра.

Поэтому прокатились в
практически пустом трамвае.

Порту, Трамвай — Feya77

Когда посторонние не
лезут в кадр – это бесценно!

Порту, Трамвай — Feya77

Видео – Порту из окна
старинного трамвая:

А
теперь – коротко расскажу про систему оплаты за проезд на общественном
транспорте.

Для этого используются
специальные электронные карточки, которые продаются в билетных автоматах. Здесь
же, внеся некоторое количество денег, на карточку можно «записать» определенное
количество поездок (одну или несколько) или проездной (например, на сутки).

Деньги придется
вносить наличными. Хотя везде есть возможность оплатить банковской карточкой,
но … эта карточка должна быть выпущена португальским банком.

Казалось бы – всё
просто.

Вот только стоимость
поездки зависит от того, сколько зон Вы пересекаете. Билет в пределах двух зон
называется Z2,
трёх – Z3,
и так далее.

А «записывать» поездки
можно только на пустую карточку. Если на карточке есть один тип поездок (например,
Z2), «записать» другой
билет (Z3)
на неё уже не получится.

Придется либо
использовать до конца все оплаченные поездки, либо покупать другую карточку.

Для оплаты проезда
карточку нужно приложить к валидатору (или, проще говоря, к светящемуся
кружку). После этого он должен радостно пискнуть и загореться зеленым цветом.

Такой же принцип
оплаты проезда в пригородных поездах. Ими, кстати, тоже пришлось
воспользоваться – для поездки в еще один португальский город, находящийся
недалеко от Порту.

➨➨➨➨➨➨➨

Рассказ о самостоятельном путешествии по Испании и Португалии состоит из нескольких частей. (каких? – смотрите ЗДЕСЬ)

Трамвай Порту: если жалко денег на экскурсию

Трамвай в Порту — это не вид общественного транспорта. Это самая настоящая достопримечательность! Почти вековые вагончики катают желающих по видным местам города, погружая в атмосферу прошлых веков. Отличный аттракцион за скромную плату. А трамвай номер 1 и вовсе претендует на звание самого любимого маршрута трамваев среди туристов всего мира.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Интересные факты о трамваях Порту

  • Первая трамвайная линия в Порту была открыта еще в 1872 году. На конной тяге. В 1878 появились трамваи на паровой тяге, а в 1895 на электрической. Следующие 10 лет все три вида «двигателей» сосуществовали в мирной конкуренции.
  • Из 30 маршрутов до сегодняшнего дня сохранили только 3, проходящих по наиболее интересным для туристов местам.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

  • Трамваи, которые сейчас в ходу в Порту не изменились с 1930-х годов: в деревянных вагончиках установлены резные сиденья, а водителя об остановке просят, дергая за протянутую через весь вагон веревочку, прикрепленную к звоночку около водителя.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

  • Трамваевожатый правит своей колесницей стоя: посадочного места для водителя попросту не предусмотрено (хотя некоторые проявляют фантазию).
  • Спинки сидений в трамвае передвигаются на противоположные стороны, в зависимости от направления движения трамвая.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

  • Трамвайные пути одноколейные и заканчиваются тупиком. Приехав в конечный пункт, водитель отправляется в противоположный конец вагончика, где расположена вторая кабина этого тяни-толкая. А расходятся встречные трамваи на непродолжительных участках для разъезда с двумя колеями, поэтому для вожатых крайне важно придерживаться расписания.

Маршруты трамваев Порту

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

№1

Знаменитый классический маршрут, доставляющий Вас из центра к океану по Рибейре вдоль реки Дору. (Именно им мы и воспользовались в нашем путешествии к океану). По левую руку река с набережной, по правую классические домики с классической же плиткой азулежу. Остается только выбрать с какой стороны сесть и успеть застолбить местечко у окна. Время в пути 25 минут.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Входит в наш список 12 вещей, которые надо сделать в Порту

№22

Кольцевой маршрут по холмистому центру города. Этакая урезанная бюджетная версия классической обзорной экскурсии. Маршрут проходит вдоль таких достопримечательностей как Башня Клеригуш, Национльный театр Сау-Жао, церковь Св. Ильдефонсо, Площадь Алеадуш с Ратушей и пр.

А недалеко от условно конечной станции Баталья (BATALHA-GUINDAIS) находятся главные достопримечательности Порту: Главный кафедральный Собор Порту Се и Мост Луиша Первого. К этой же остановке выходит верхняя станция фуникулера GUINDAIS. Полный кружок займет 30 минут.

Полноценной «обзоркой» это конечно не назвать, но как вариант вполне имеет право:)

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

№18

Связывает гористый центр с набережной. Конечная станция находится прямо в Музее трамваев (он же трамвайное депо).

Музей трамваев в порту

В экспозиции музея можно проследить эволюцию трамваев Порту и не только. Всего представлено около 20 оригинальных! аппаратов. Старейший из них произведен в 1872 году. Трамваи на гужевой тяге и электрической, пассажирские и грузовые, трамаи и автомобили для технического обслуживания путей, троллейбус и даже подстанция для питания трамвайных линий.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Режим работы: 10.00-18.00 (понедельник с 14.00)

Цены на билеты: взрослый 8 евро (при наличии разового билета на трамвай – 5,6 евро), дети до 6 лет бесплатно, 6 – 25 лет и старше 65 — 4 евро, также действуют групповые скидки. Интересующиеся найдут исчерпывающую информацию по ссылке: stcp.pt/en/tourism/tramcar-museum/tickets/ 

Цена билета на трамвай Порту

  • разовый билет — 3 евро 
  • проездной на 2 дня — 10 евро 
  • проездной на 2 дня для ребенка (от 4 до 12 лет) — 5 евро 

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Билет приобретается у водителя при посадке.

Расписание

Трамваи ходят ежедневно в среднем раз в 30 минут. Расписание зависит от сезона. Актуальное расписание можно посмотреть на страничке официального сайта транспортной компании Порту: stcp.pt/en

Читайте также:  Виды интернета в Таиланде и его стоимость

А в ожидании отправления можно устроить небольшую фото-сесию:)

Трамваи Порту

Все маршруты трамваев Порту, история, билеты и стоимость проезда.

Трамваи, несомненно, являются одной из визитных карточек Португалии. Где же был проложен первый трамвайный маршрут?

Еще в 1858 году португальский торговец Албино Франсишкоу де Пайва Араужо подавал прошение о строительстве конно-железной дороги или как их называли «Американки», однако он получил отказ.

Удача улыбнулась Жозе Франсишку да Круж, который 15 августа 1870 года получил разрешение на строительство первого участка дороги от города Порту через пригород Foz до Matozinhos.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Она должна была представлять собой железную дорогу, по которой двигался вагончик, запряженный лошадьми, осуществляющий перевозку пассажиров и товаров. Дополнение к указу вышло в декабре того же года, что если к 30 июню 1872 года дорога не будет сдана в эксплуатацию, то соглашение будет аннулировано.

15 мая 1872 года состоялось торжественное открытие этого участка. И понеслась… затем появились вагоны, работающие на пару.

И в 1895 году была запущенная первая электрическая линия трамвая, соединившая местность Arrabida с Carmo, через улицу Restauração (сейчас по этому пути ходит трамвай номер 18).

Состав состоял из двух вагонов, приводимых в действие системой компании Thomson-Houston.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

К 1914 году в городе Порту функционировало 19 трамвайных маршрутов, к 1950 году протженность всех трамвайных путей составила приблизительно 150 километров. Это был апогей развития этого вида транспорта в Порту, спустя 7 лет количество путей сократилось почти вдвое. И к 1987 году трамваи выкатывались на улицы Порту лишь по воскресеньям.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

В отличии от Лиссабона этот вид транспорта был почти уничтожен, и заменен троллейбусами и автобусами. В 1996 году в Порту осталась всего одна трамвайная линия, протяженностью 14 км. Трамвайный парк был распродан в Америку, Англию, Канаду, Аргентину, Испанию и Италию.

Посмотреть на вагончики разных эпох вы можете в Музее Трамваев в Порту.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Несмотря на все жизненные перипетии, трамваи Порту вернулись на улочки города. Сейчас в Порту три действующих трамвайных маршрута.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Трамваи которые сейчас носятся по улочкам Порту образца 30-х годов XX века, они отреставрированы, но сохранили дух старины — вагоны внутри обиты деревом, а пути по-прежнему заканчиваются тупиком. И чтобы поехать в обратную сторону водитель трамвая переходит в другую часть вагона, а пассажиры переворачивают спинку сиденья по ходу движения.

Маршруты трамваев Порту

Вдоль реки навстречу океану, пожалуй, я бы окрестила этот маршрут именно так. Этот путь почти идентичный тому самому трамвайному первопроходцу, который еще в XIX веке появился в городе Порту.

Это один из живописных маршрутов, который любят путешественники. Из кафе, мимо которых несётся трамвай, в летнее время доносятся ароматы жареных сардин.

Линия №18

Этот круговой маршрут циркулирует между Massarelos — здесь находится музей трамваев, и Carmo — здесь находится одноименная церковь, неподалеку книжный магазин Lello, башня Клеригуш.

Линия №22

Тоже круговой маршрут, который проходит по центральным и знакомым улочкам города Порту. Трамвай от Carmo проносится прямо мимо Башни Клеригуш, по узкой торговой улочке мимо церквей покрытых азулежу к Batalha.

Это был первый маршрут на котором мы прокатились в Порту, нас застал дождь и мы укрылись в старом вагончике.

Маршруты трамваев Порту с остановками на карте

Трамвай 1

INFANTE

ALFÂNDEGA

MONCHIQUE

CAIS DAS PEDRAS

MUSEU C. ELÉCTRICO

BICALHO PONTE ARRÁBIDA ENCOSTA DA ARRÁBIDA OURO FLUVIAL D.LEONOR CANTAREIRA PASSEIO ALEGRE
Трамвай 18 (кольцевой) MUSEU C. ELÉTRICO IGREJA DE MASSARELOS ENTRE QUINTAS PALÁCIO VIRIATO CARMO CARMO HOSP. STO. ANTÓNIO PALÁCIO ENTRE QUINTAS IGREJA DE MASSARELOS MUSEU C. ELÉCTRICO
Трамвай 22 (кольцевой) CARMO CLÉRIGOS PR. DA LIBERDADE BATALHA BATALHA-GUINDAIS BATALHA MARCOLINO SANTA CATARINA PR. D. JOÃO I AV.ALIADOS PR.FILIPA DE LENCASTRE GUILHERME GOMES FERNANDES CARMO

Поездка на старинном трамвае (Porto Tram)

Трамвай в Порту - машина времени по-португальски

Проехаться на этом трамвае огромное удовольствие: ваш маршрут будет лежать вдоль реки Дору, вы полюбуетесь на окрестности Порту и окажетесь прямо на побережье Атлантического океана.

Трамваи Порту

Благодаря трамваю №1, который от центра города довезет вас до побережья Атлантического океана (конечная остановка трамвая на Rua Passeio Alegre), вы совершите удивительную поездку вдоль реки Дору.

За 25 минут вы успеете полюбоваться красивыми видами из окна старого трамвайчика и приехать на проспект Алегре, где расположен старинный маяк 16 века — Сан-Мигел-о-Анжу (Torre, farol, capela ou Ermida de São Miguel-O-Anjo).

Трамвай в Порту - машина времени по-португальскиВид на Rua Passeio Alegre

Оттуда пешком, минут за 10, вы доберетесь до побережья и другого очень красивого маяка — Farol da Senhora da Luz. С правой стороны от маяка будут расположены прекрасные песочные пляжи — Praia do Carneiro, Praia do Ourigo и Praia da Luz, а напротив маяка — замок Сан-Жуан-Баптиста (Castelo de São João Batista).

Трамвай в Порту - машина времени по-португальскиМаяк на побережье Атлантического океана

Может быть поездку на трамвае нельзя назвать смотровой площадкой, но удовольствия и красивых видов вы получите огромное количество.

Трамвай в Порту - машина времени по-португальскиПляж в Порту на берегу Атлантического океана

Официальный сайт: www.stcp.pt/en/tourism/porto-tram-city-tour/

Часы работы: трамваи ходят с 08:00 до 20:55. На каждой остановке висит подробное расписание.

Стоимость посещения: проезд на трамвае в одну сторону составляет 2,50 €.

Как добраться: остановка трамвая №1, откуда он начинает свой маршрут, расположена напротив церкви Святого Франциска (Igreja de São Francisco) на улице Rua do Infante D. Henrique.

  • об остальных смотровых площадках Порту
  • [mpsl slider5ae0b1756b994]
  • Фото обложки: *Psycho Delia*

Трамваи Порту (Electrico) – Справочник трамвайных маршрутов для туристов

Одним из наиболее интересных развлечений для туристов, приехавших в Порту, может стать прогулка на одном из исторических трамваев (Electrico на португальском).

Эти очаровательные трамваи были построены в прошлом веке, когда все делалось добротно и на совесть. Интерьер вагонов выполнен из полированного дерева, а в кабине водителя установлены латунные рычаги управления и массивная цифровая шкала приборов.

Ну, и конечно, колокольчик для остановки трамвая, издающий звонкий, дребезжащий звук.

В любом другом городе (кроме Лиссабона!) эти трамваи уже давно отправили бы в музей, но в Порту они со скрипом и скрежетом курсируют по улочкам города и даже взбираются на самые крутые склоны.

Трамвайная сеть Порту когда-то охватывала почти весь город, однако в 60-70 гг. прошлого столетия она существенно уменьшилась, и на сегодняшний день в городе осталось всего три линии трамваев.

Они не входят в инфраструктуру общественного транспорта Порту, и их транспортная ценность невелика.

Старинные трамваи стали символом города и одной из его уникальных достопримечательностей, привлекающих туристов, которые желают перенестись в прошлое и ощутить атмосферу того времени.

Трамвай 1 линии следует в район города Фош вдоль живописных берегов реки Дору. В этом справочнике вы найдете подробную информацию о линиях трамваев, стоимости проезда, а также ссылки на расписание движения трамваев.

Линии трамваев

1 Линия трамвая

Трамвай 1 Линии начинает свой путь в Инфанте и заканчивает в парке Passeio Alegre , расположенном в районе Фош. Трамвай весело катится по живописным берегам реки Дору и проходит под мостом Аррабида.

Поскольку эта линия пользуется особой популярностью, в середине дня вагон может быть переполнен, и многим пассажирам придется стоять.

Если вы хотите получить удовольствие от этой поездки, лучше всего это сделать либо в начале, либо в конце дня, когда желающих прокатиться в старинном трамвае будет немного.

Маршрут этого трамвая полностью дублирует 500 автобус (следующий в Матозиньюш от площади Свободы; стоимость билета в один конец €1.95). Поэтому, если желающих проехаться на трамвае слишком много, садитесь на автобус.

1 Линия трамвая однопутная, то есть, трамвай не делает петлю, а следует сначала в одну сторону, а затем возвращается назад по той же колее.

Поэтому, чтобы совершить поездку в район Фош, вам придется приобрести два трамвайных билета общей стоимостью €6.

Район Фош – один из наиболее очаровательных районов Порту, однако, поскольку в нем нет известных туристических достопримечательностей, его часто обходят стороной. Прежде чем вернуться на трамвае в центр Порту, совершите приятную прогулку вдоль набережной до роскошного приморского бульвара в районе Фош, минуя крепость Сан-Жуан.

22 Линия трамвая

Трамвай 22 Линии начинает свое движение от Баталья и делает петлю в центральной части Порту. Его маршрут пересекается с маршрутом трамвая 18 на остановке «Карму» , на которой вагон заполняет большинство пассажиров.

Если это ваше первое посещение Порту, начните с поездки на трамвае этой линии. Он делает петлю в центральной части города и проходит по его наиболее интересным местам.

Еще одним преимуществом маршрута является то, что из окон трамвая можно полюбоваться великолепной церковью Илдефонсу, добраться к которой можно от вокзала Сан-Бенту, взобравшись на крутой склон.

Продолжительность поездки составляет примерно 30 минут, однако она зависит от наличия пробок и неудачно припаркованных автомобилей.

18 Линия трамвая

Трамвай 18 Линии отходит от Музея трамваев {Museu do Carro Elétrico} , взбирается на крутой склон к историческому центру города и описывает петлю вокруг импозантного здания Госпиталя Сан-Антонио.

Его маршрут пересекается с маршрутом трамвая 22 на остановке «Карму», а также с маршрутом трамвая 1 возле Museu Electrico.

Большинство пассажиров садятся в трамвай на остановке «Карму», которая находится на площади Praça de Parada Leitão.

Маршрут этого трамвая наименее популярный среди туристов, поскольку проходит мимо всего нескольких интересных достопримечательностей. Единственным преимуществом является то, что это самый немноголюдный маршрут, и в вагоне всегда есть свободные места, что делает его привлекательным в летний период, когда все остальные маршруты оказываются переполненными.

Стоимость проезда

Стоимость одной поездки в трамвае €3, а стоимость безлимитного проездного на два дня €10 (€5 детский проездной). Этот безлимитный проездной действует только в старинных трамваях, и не дает права на проезд в других видах общественного транспорта.

Вряд ли имеет смысл его приобретать, поскольку в городе всего три линии трамваев, а для поездки в район Фош (1 Линия) требуется два билета в один конец (€6 всего).

Стоимость поездки в район Фош на трамвае 1 Линии дороже, чем на 500 автобусе (трамвай €3, автобус €1.95).

Расписание движения трамваев

В рабочие часы трамвай 1 Линии отправляется каждые 20 минут, а трамваи Линии 18 и 22 – каждые 30 минут. На каждой остановке висит информационное табло с расписанием движения. Услуги общественного транспорта, включая трамвай, предоставляет Государственное транспортное объединение г. Порту, на веб-сайте которого можно получить всю необходимую информацию: www.stcp.pt

(ссылка открывает новую вкладку)

Вы вряд ли получите удовольствие от прогулки на старинном трамвае, если вам придется стоять всю дорогу. Поэтому, если вы увидите, что на остановке собралось более 15 человек, лучше прийти позже.

Выходные в Порту Путеводитель

Паровозик, который смог: как исторические трамваи стали символом Лиссабона — Путешествия на TJ

Такие трамваи есть и в других городах Европы, но только в Португалии они стали достопримечательностью.

Трамвай на Дворцовой площади здесь и далее фото автора

Трамваи в Лиссабоне — это больше, чем общественный транспорт. Это незамысловатый, но неотъемлемый символ столицы Португалии, как Биг-Бен для Лондона, Оперный театр для Сиднея или Статуя Свободы для Нью-Йорка. Трамваи здесь не только на улицах, но и на картинах в галереях, на тортах и большинстве сувениров.

Лиссабонские трамваи не зря считают одними из красивейших в Европе. Небольшие жёлтые и красные вагончики шуршат и постукивают на улицах, а на остановках их поджидают туристы ради совместных фото. И всё же видеть трамвай такого размера в столице кажется насмешкой над горожанами: на вид в вагон поместится максимум сорок человек.

За счет скромного размера поездка на старомодном трамвае кажется лишь развлечением для туриста. Но на деле такие трамваи — идеальное решение для узких и покатых улочек, где большим составам не повернуть. По широким улицам ходят и многосоставные трамваи современного типа, чтобы обслужить нужды большого города.

Почти 150 лет назад именно трамваи постепенно стали основным средством передвижения. В 1873-м году в Лиссабоне появилась первая трамвайная линия по системе «Американо»: открытые вагоны с лошадьми в качестве тяги. Через четыре года их заменили локомотивы на паровом двигателе. «Американо» полностью исчезли в 1905 году после электрификации линий.

Исторические трамваи кажутся старыми, но на самом деле они одногодки составов современного типа: все произведены в 90-х годах.

Но старомодные вагончики лучше вписываются в улочки столицы Португалии, хранящей старый европейский шик. Трамваи именно такого типа — нередкое явление.

Они встречаются в Болгарии, Венгрии, некоторых городах Германии, Чехии и Италии. Но нигде их не ценят так, как в Португалии.

Трамвайные маршруты проходят через южную и западную части города, провозя пассажиров мимо площадей, церквей и всех основных достопримечательностей города. С надеждой увидеть это всё я поспешила на Дворцовую площадь. Там быстро нашёлся кондуктор, который предложил поездку за двадцать евро и только наличными.

Трамвай оказался экскурсионным с посещением известных точек города. Как всегда в моих спонтанных поездках я не проверяю информацию заранее, а могла бы купить билет на обычный трамвай за три евро и увидеть те же достопримечательности. В общем, гости Лиссабона, не обольщайтесь красным молодцем на фото снизу.

​Туристический трамвай, объезжающий главные достопримечательности города

Вместо этого я отправилась на самый короткий и милый участок трамвайной системы — фуникулёр Глория. Маршрут проходит по короткому отрезку улочки, поднимающейся на холм. Тот же участок длиной в 265 метров преодолевается за десять минут пешком по крутому склону вдоль ярких граффити.

Фуникулёр начал работу в 1914 году. Для желающих срезать тот же путь можно проделать на тех же крошечных трамваях. Судя по фотографиям других путешественников, эти два вагончика часто меняют внешний вид: то жёлтый и красный, то покрашены под мозаику, то покрыты граффити.

Поездка занимает всего несколько минут, трамвай тесно проходит между домами, разрисованными уличными художниками.

Винтажный вагон почти всегда полон — этот крошечный участок стал достопримечательностью города и набрал более тысячи отзывов на TripAdvisor. Одна поездка: три евро.

Мода на ностальгию приводит туристов в любое время года и суток — даже в прохладный январь вагоны не ходят пустыми.

Я не рискнула сесть в старый вагончик, поднимающийся по очень крутому холму: ещё свежи воспоминания об отказавших тормозах у трамвая в моём родном Алматы. Да и в Лиссабоне они периодически попадают в аварии.

Тренд на «зелёную» энергию и экологичные виды транспорта способствовал поддержке трамвайной системы. Например, маршрут №24 вернули в пользование в 2018 году после двадцати трёх лет бездействия. Теперь же поездка на трамвае входит во множество списков-рекомендаций для туристов.

Столетний фуникулёр часто моют от надписей и граффити, но это почти не помогает: новые надписи появляются вновь и вновь. Внутри вагона жесткая деревянная лавочка на двадцать человек. Кондиционера нет, но, к счастью, путь наверх длится всего несколько минут. Я пошла пешком и немного пожалела: подъём считается одним из самых крутых в городе.

После Лиссабона я отправилась в Будапешт, где на похожий трамвай никто не обращал внимания.

В некоторых мегаполисах исторические трамваи — это штучный аттракцион для туристов, в европейских городах — непримечательная часть системы, а Лиссабон сделал трамваи своим символом.

Погуляв по городу, понимаешь, что вкладываться в систему исторических трамваев более чем стоило: без них Лиссабон потерял бы как минимум треть очарования.

Порту – все достопримечательности в гайде от 34travel

Порту туристический

Определенно, туристический маст Порту (или «туристическая коробка», как ее называют местные) – это квартал вдоль реки Доуро под названием Рибейра (Ribeira, Praça da Ribeira).

Улочки с разноцветными домами, выложенными плиткой азулежо, внутренние дворики (куда, кстати, типичные туристы ленятся заходить), рестораны и бары на набережной, много людей.

Грех не выпить вина или портвейна, наслаждаясь видом на реку.

Полюбоваться одновременно на два города и реку можно также с самого знаменитого моста города Ponte Luis I, который был разработан архитектурным бюро Эйфеля уже после его смерти (мост, который был разработан самим Эйфелем, находится немного вверх против течения). Попасть на самую верхнюю часть можно либо пешком, либо на канатном подъемнике, либо на метро (линия D). В любом случае, где как не здесь наблюдать закат с высоты 44 м. Смотровая площадка называется Serra do Pilar.

Одна из главных достопримечательностей Порту – это вокзал Сан-Бенту. Здание впечатлит больше, чем любой музей. Стены вокзала представляют собой картинки из истории Португалии, выложенные знаменитой бело-голубой плиткой азулежу.

В историческом центре много церквей и соборов. Дело на любителя, но можно зайти в Igreja da Misericórdia do Porto (Rua das Flores).

Внутри церковь полностью выложена голубой плиткой азулежу, а еще там можно потрогать орган и побродить по комнатам, которые обычно спрятаны от глаз обычных людей.

Правда, вход туда только через музей da Santa Casa da Misericordia, так что придется заплатить за вход € 4.

Также стоит глянуть на Igreja dos Carmelitos и Igreja do Carmo (Rua Carmo | Vitória), которые одинаково прекрасны как внутри, так и снаружи. Три раза в день проходит служба. Эти две церкви, построенные в разные века, принимают за одно здание. Между ними находится самый узкий дом, в котором раньше жил священник. С 2018 года он открыт для посещения.

За главным зданием университета Порту находится самая высокая башня Португалии – Торре-душ-Клеригуш. С башни открывается крутой вид на город. За вход придется заплатить, а потом самостоятельно преодолеть 225 ступенек.

Cathedral Sé do Porto (Terreiro da Sé) – один из самых старых памятников Порту. Бонус – прекрасная площадка для фотографий крыш города с высоты птичьего полета.

Palacio da Bolsa (Rua Ferreira Borges) – бывшая биржа, которая сейчас используется местной торговой палатой. Вход € 4,5, только с экскурсией на английском или португальском и по времени (можно записаться на любое удобное).

Самое интересное – Арабский зал. Арабская тематика была модной в строительстве в конце XIX в., в итоге стены этого зала украшены арабесками и надписями на арабском «да здравствует Мария II» (королева Португалии) и «да здравствует Аллах».

Centro Português de Fotografia (Largo Amor de Perdição | Edifício da ex-Cadeia e Tribunal da Relação do Porto) – португальский центр фотографии, как результат национальной политики в сфере фотографии.

Можно увидеть, например, камеры различных времен, а также тематические экспозиции местных фотографов. Но самое интересное – это то, что центр является бывшей тюрьмой, и этот дух пытаются сохранить. Вход бесплатный.

Rua de Miguel Bombarda и район вокруг (Rua de Miguel Bombarda, R de Adolfo Casais Monteiro, R do Rosario) – арт-квартал с огромным количеством художественных галерей, маленьких дизайнерских магазинов и граффити.

Шесть раз в год по субботам галереи одновременно открывают свои двери для посетителей, представляя новые экспозиции и арт-проекты (можно также попасть на бесплатную экскурсию). Время работы галерей и магазинов иногда остается загадкой, но, в основном, весь движ начинается с 16:00.

 Рядом находится парк Jardim do Palacio de Cristal, где вразвалочку разгуливают павлины. Кроме того, в парке есть несколько смотровых площадок, с которых открывается интересный вид на Вилу-нова-де-Гайя и мост Аррабида.

Культурный центр Serralves (Rua D. João de Castro 210) – включает музей современного искусства, парк (где иногда можно увидеть павлинов и послушать джаз) и виллу, представляющие собой различные направления в архитектуре: модернизм, ар-деко и современный стиль. Забеги туда, если приехал(-а) в Порту больше, чем на два дня.

Cafe Majestic (Rua Santa Catarina 112) – заведение, в котором, говорят, Дж. Роулинг вдохновлялась при написании Гарри Поттера.

Выгнутые спинки стульев, позолоченные буквы, мраморные столики и история длиною в 100 лет. Зайди внутрь, сфотографируй, подыши историей, понадейся, что вдохновение Роулинг придет и к тебе, и… иди дальше.

Даже не останавливайся на чашечку кофе – он того не стоит, а стоит он тут аж € 4.

Livraria Lello (Rua da Carmelitos 144) – знаменитая книжная лавка (вот тут, без сомнений, ты почувствуешь себя героем Гарри Поттера).

Приглушенный свет, деревянные полки, винтовые лестницы и даже собственная железная дорога (шутим, рельсы) для передвижения полок с книгами. Почувствуй дух сказки! Следует также опасаться селфи палок на лестницах.

Вход € 5, но билет можно использовать как скидку при покупке книги.

Винные погреба – это отдельный пункт программы, ведь особой популярности Порту достиг благодаря портвейну. На другой стороне Доуро в городе Вила-Нова-ди-Гая находится более 40 винокурен. Тур по ним всем делать не стоит. Везде предложат обзорную экскурсию и дегустацию в конце, поэтому лучше сходить в какой-нибудь один погреб, а потом идти дегустировать по барам.

Например, в Offley (Rua do Choupelo 54, Vila Nova de Gaia), где за € 10 покажут подвалы, расскажут о видах портвейна и дадут попробовать три вида.

Все то же самое и в других винных домах, но цены могут варьироваться.

Sandeman (Rua do Choupelo 54, Vila Nova de Gaia) – € 9, Taylor’s (Rua do Choupelo 250, Vila Nova de Gaia) и Calem (Avenida Diogo Leite, Vila Nova de Gaia) – € 12.

Обязательно зайди в магазин самого старого производителя портвейна Kopke (Avenida Diogo Leite 312, Vila Nova de Gaia) и посмотри на цены – € 500–600 за бутылку.

Порту для своих

Самый лучший способ узнать Порту с нетуристической стороны – это пообщаться с местными. Архитекторы, организовавшие The Worst Tours, устраивают туры вне «туристической коробки» и позволяют оценить историю города через его архитектуру.

Денег они не просят, но всегда рады пожертвованиям, которые идут на поддержку их ассоциации (даже именной сертификат выпишут).

Если ты давно мечтал(-а) вернуться в детство и полазать по заброшенным железным дорогам и фабрикам, а также привезти оттуда кусок старой португальской черепицы с инициалами фабрики друзьям – не упусти свой шанс.

Passeio das Virtudes – еще одно место для закатов, которое очень популярно среди местных (еще и потому что напротив бар с пивом за € 0,5).

Rua de S. Vitor с первого взгляда – улица как улица. Но если заглянешь за дверь любого здания, то увидишь так называемые «islands» или жилища в 16 квадратных метров, сохранившиеся со времени индустриализации, которые владельцы зданий строили на своих задних дворах и сдавали работникам близлежащих фабрик.

До сих пор 8 % населения живет в таких тесных «островах» (islands), напоминающие длинные узкие улочки шириной в метр с одноэтажными домами по обе стороны и туалетом в конце. В конце июня – начале июля проходит конкурс на лучший «island», португальский вариант двора образцового порядка, которые украшаются жителями с особой душой.

Обязательно к посещению.

Если от Rua de S. Vitor пойдешь вправо и спустишься вниз через Rua Gomes Freire к Av. de Paiva Couceiro, то найдешь заброшенную железную дорогу.

ССStop (Rua do Heroísmo 333) – торговый центр, построенный в начале 1980-ых, прекратил свое существование уже через пару лет.

Спустя 10 лет люди своими руками сделали из заброшенных магазинов рай для музыкантов с многочисленными репетиционными точками и студиями звукозаписи, которые теперь сдаются.

Вечером здесь особенно людно, и ты можешь, кстати, напроситься к кому-то на репетицию.

Если пройти вдоль здания до конца, повернуть направо (да-да, там, где написано propriedade privada, но ты же определенно не понимаешь португальский) и пройти вглубь, то можно найти заброшенную фабрику и побродить там. Символ португальской индустрии, по мнению местных.

Национальный парк Peneda-Gerês (северо-запад Португалии, регион Norte,  Viana do Castelo, Braga, и Vila Real) – если есть целый свободный день, то поезжай в единственную заповедную зону Португалии в часе езды от Порту.

Доехать туда можно на машине, а лучше заказать тур и поехать на стареньком рэдж ровере с ребятами из Oporto adventure tours. Стоимость тура – € 80, но оно определенно того стоит.

Сможешь покататься на каяках, попробовать локальную еду горных португальских деревушек, встретить диких лошадей, посмотреть на водопады и покупаться в горных оазисах, которые невозможно будет найти, даже если скажут, куда идти. Ощущения незабываемые. Зимой ребята организовывают рафтинг.

Хотя Порту и не является главным спотом для серферов, они тут есть, как и несколько школ вдоль берега (пригород Matosinhos). Отличное место для начинающих.

Если надумаешь – свяжись с Flower Power Surf School, которая даже не отмечена на гуглмэпс (метро Matosinhos Sul, Via do Castelo do Queijo 39). Занятие с экипом и доской стоит € 15 за два часа, начало в 11:00 или 15:00.

Заранее проверь в интернете, есть ли волны, работает ли сегодня Нуно (Nuno, самый классный и требовательный инструктор), и вперед – покорять стихию!

После серфинга можно прогуляться вдоль океана до Доуро (от Praca da Cidade do Salvador до трамвайчика на Passeio Allegre). Гуляем два часа, наслаждаемся легким ветерком с океана и невероятной красотой вокруг, а также ищем спрятанные от глаз людей на туристических автобусах места, например, спустившись от Queijo Castle (Praca Goncalves Zarco) вниз.

Португалия – известный производитель вина. Хозяйства расположены по всей стране, а рядом с Порту находится знаменитая долина реки Доуро – один из лучших винодельческих регионов. Попасть на винодельню проще всего с экскурсией, там вам не только расскажут о производстве, но и дадут попробовать исключительные вина, которые сложно найти на прилавках местных супермаркетов.

Кошта Нова и Авейру – два места, которые точно стоит посетить. Авейру – это местная Венеция, находится в 30 минутах езды от северной столицы. Доехать можно на поезде от станции Сан-Бенту.

В городе очень много каналов, по которым плавают разноцветные лодочки. А еще главные цвета города – синий и желтый, поэтому местные жители практически не страдают депрессией. Пляж Кошта Нова расположен на побережье океана рядом с Авейру.

Это еще один антидепрессант, так как дома там полосатые и разноцветные.

Ссылка на основную публикацию